Дипак Чопра – 06 Февраля 2008
Махариши Махеш Йоги оставил неизгладимое впечатление на всех, кто с ним встречался. Его выдающиеся качества известны всему миру. Без него, без преувеличения, Запад не обучился бы медитации. Однажды репортёр бросил ему вызов, сказав: “Если всё возможно, как вы заявляете, можете ли Вы поехать завтра в Советский Союз с Вашей идеей?” Без колебаний Махариши спокойно ответил: “Я мог бы, если бы захотел”. Со временем он действительно захотел, и медитация прибыла в Москву за несколько лет до падения Берлинской Стены. В своей вере, что мир во всём мире целиком зависит от роста сознания, Махариши был непоколебим.
Однако у Махариши было три облика, и, возможно, под конец они служили ему также и маскировкой.
Первый облик — индиец, который наиболее уютно чувствовал себя среди других индийцев, с которыми он болтал о близких им вещах на хинди. Он оставался верен обетам бедности и безбрачия, принятым в его монашеском ордене, несмотря на тот факт, что он жил в роскоши и накопил солидное богатство для движения ТМ.
Второй облик — гуру. Его чтили почитаемые и считали святым святые. Его способности объяснять Веданту были непревзойдёнными. Махариши был уникальным гуру, который не расценивался богатыми и влиятельными как слуга, как это часто бывает с другими гуру в Индии.
Его присутствие было непостижимым и не объяснялось лишь безмятежностью: его можно было почувствовать, ещё не войдя в комнату. Вы могли идти по коридору в его личные апартаменты с весом всего мира на плечах и чувствовать, как ваши заботы уходят с каждым шагом до тех пор, пока вы не дотрагивались дверной ручки, каким-то чудесным образом чувствуя себя полностью беззаботным.
Наконец, третий облик — личность, которая чрезмерно идеалистическая. За более чем пятьдесят лет публичной жизни Махариши нисколько не утратил своего шарма и привлекательности. Он в такой мере обладал этими качествами, что западные люди взяли его за совершенный пример того, как выглядит просветление – доброта, общительность, принятие всего и беззаботность – тогда как это совсем не так.
Но если вы находились с ним рядом достаточно долго, Махариши, особенно пожилой, мог быть горячим и эгоистичным, мог рассердиться и быть беспощадным. Он быстро устанавливал свою власть и в то же время мог стать обезоруживающе невинным в мгновение ока.
Махариши глубоко осознавал, что он был, возможно, последним олицетворением священной традиции, быстро подавляемой современной культурой. Он рассматривал богатство как средство поднятия престижа Индии в глазах материалистичного Запада, что было как хитро, так и реалистично с его стороны. В конце концов, деньги движения шли на сбережение духовного наследия Индии, путём открытия школ пандитов и строительства храмов.
Так или иначе, только этих трех обликов Махариши знал внешний мир. Но если вы попадали под силу его сознания, то Махариши – гуру затмевал все остальные аспекты.
Бхагавад-Гита гласит, что не существует материальных знаков просветления. На этом делается большой акцент во многих индийских мифах и священных книгах, обычно в форме подобающего высшей касте пренебрежения к неприкасаемому, и всё лишь для того, чтобы узнать, что неприкасаемый – это на самом деле замаскированный бог. Однако Махариши Махеш Йоги оставил свой след в мировой истории, научив людей медитировать и став одним из самых известных гуру в мире.