Краткое содержание
Чтобы достичь эффективных и желаемых результатов, человек должен обладать мощной силой мысли, огромной энергией, благоприятным окружением и обстоятельствами, способностью к правильному действию и уверенностью в себе. Сила мысли зависит от способности использовать весь свой умственный потенциал, концентрации, сохранения умственной энергии и эффективной координации ума и нервной системы. Ум обладает силой бесконечной концентрации, однако не может оставаться сконцентрированным на объекте, который не приносит достаточного счастья. Природа ума – оставаться устойчивым, а не блуждать, поэтому нет необходимости контролировать его.
Назад | Оглавление | Вперед
Искусство осуществления действия с целью получения самых эффективных и желаемых результатов
Чтобы осуществить действие, которое принесет самые эффективные и желаемые результаты, человек должен обладать следующими качествами:
- Мощной силой мысли.
- Огромной энергией.
- Благоприятным окружением и обстоятельствами.
- Способностью осуществлять правильное действие.
- Уверенностью в себе.
Мы рассмотрим один за другим эти пункты и увидим, как человек может развить в себе и в своем окружении эти качества для того, чтобы осуществлять действие с целью получения самых эффективных и желаемых результатов.
Мощная сила мысли
Сила мысли зависит от четырех факторов: способности использовать весь свой умственный потенциал, способности концентрироваться, способности сохранять умственную энергию, от эффективной координации ума и нервной системы. Рассмотрим, как они могут быть развиты.
Полный умственный потенциал
В главе “Как жить Бытием” мы видели, что посредством Трансцендентальной медитации каждый может легко использовать весь свой умственный потенциал.
Способность концентрироваться
Способность концентрироваться зависит от природы ума. Общепринято, что способность концентрироваться зависит от качества ума и силы ума. Однако способность концентрироваться, в действительности, зависит от степени радости или счастья, исходящих от объекта внимания. Если роза прекрасна, ум совершенно естественно сконцентрируется на её красоте. Если роза каким-либо образом не восхитительна и не привлекательна, ум не останется сконцентрированным на ней. Все, что очаровательно, привлекает ум. Чем большее очарование и счастье излучает объект внимания тем дольше ум будет концентрироваться на нем.
Каждый ум обладает силой бесконечной концентрации. Нет необходимости приобретать эту способность ума, так как она уже присуща ему. Никакой ум не остановится на чем-то безобразном или не приносящем счастья. Каждый ум привлекает что-то очаровательное и радостное. Поэтому каждый обладает способностью концентрироваться беспредельно.
Однако, то, что ум не способен оставаться сконцентрированным на какой-либо определенной точке, является распространенным опытом. Причина в том, что, куда бы ни обращалось внимание, объекту внимания не удается обеспечить достаточного счастья, и ум стремится уйти к области большего счастья. Поскольку в мире, кажется, нет объекта, излучающего такую степень радости, которая могла бы удовлетворить стремление ума к счастью, то ум не может оставаться сконцентрированным на каком-либо объекте, а всегда ищет большего счастья в разнообразии. Если так, то может ли ум оставаться однонаправленным? Да, но только тогда, когда он основывается на величайшем постоянном счастье. С рождения ум вспыхивает, испытывая преходящие радости. По этой причине, считается, что блуждать – природа ума.
Принято считать, что ум подобен обезьяне, перепрыгивающей с ветки на ветку. Чтобы изменить природу ума от блуждания к устойчивости, считается необходимым контролировать ум и желания. Но поскольку блуждать не является природой ума, нет необходимости контролировать его, чтобы сделать устойчивым. Его природа, на самом деле, – оставаться устойчивым.
Хотя пчела летает здесь и там в поисках медоноса, не следует думать, что её сущностная природа состоит в этих перелетах. Она летает, чтобы извлечь мёд из цветка; она будет блуждать до тех пор, пока не найдет цветок, содержащий мед. Но, найдя цветок, пчела немедленно опускается на него.
У этих перелетов есть цель. Природа пчелы не заключается в том, чтобы летать, скорее, её природа – быть в цветке и собирать нектар.
Подобным образом ум блуждает, но блуждает не в силу своей природы. Он блуждает, потому что не находит места, чтобы отдохнуть или испытать счастье. Ум не подобен обезьяне, на самом деле он подобен королю. Каждый ум подобен королю королей. Он пойдет туда, где ему нравится, и останется там; он будет делать работу, которая ему нравится. Если король оказывается странствующим по своей стране, неверно делать выводы, что его природа – странствовать. Он странствует только потому, что нет трона, на который он мог бы сесть. При отсутствии должного места он продолжает странствовать.
Ни один уважающий себя человек не будет сидеть в неприбранном месте, не стоящем его. Итак, хотя продолжение странствий не является природой короля, он будет делать это, даже если испытает усталость. Он не сядет, пока не сможет найти место, достойное его.
Подобным образом ум, как странствующий король, не станет отдыхать в месте, не достойном его, и не захочет сдвинуться с места, его достойного, обеспечивающего очарованием и счастьем. В таком месте ум может отдыхать, “сидеть”, наслаждаться и оставаться в наслаждении. Неверно делать вывод о том, что природа ума – блуждать.
Работа, сделанная в согласии с нашей природой, доставляет нам удовольствие. Что-либо, сделанное вопреки нашей природе, неприятно нам. Если наша природа – бегать, то мы чувствуем себя лучше, когда нам позволяют бегать. Если наша природа – сидеть, то мы чувствуем себя счастливее, когда нам позволяют сидеть. Если наша природа – сидеть, а нас просят бегать, то, естественно, мы становимся жалкими и напряженными.
Ум, у которого нет места, где он может отдохнуть, у которого нет средства наслаждения, и который поэтому вынужден бегать, начинает чувствовать себя жалким и напряженным. Если бы блуждание было природой ума, то он чувствовал бы себя счастливее, если бы ему позволялось свободно блуждать. Но, напротив, мы обнаруживаем, что когда ум не имеет места для отдыха, его желания остаются неудовлетворенными, и он начинает испытывать беспокойство.
Поскольку мы обнаружили, что блуждание не соответствует природе ума: его настоящая природа – оставаться устойчивым. Для того чтобы ум оставался устойчивым в одном месте, необходимо предоставить ему что-то, что ему нравится. Когда ему предлагается что-то очаровательное, ум остается устойчивым; эта устойчивость ума является состоянием концентрации.
Следовательно, нужно развивать не способность ума к концентрации, а приводить его к области огромной радости и счастья, где он будет естественно оставаться. Кажется, что ум потерял способность к концентрации, так как он был долгое время занят поисками чего-то. Но на самом деле суть вопроса не в потере способности к концентрации. Мы знаем, что обычно ум способен концентрироваться на чем-то приятном и радостном, в то же время он не способен концентрироваться на безобразном. Это потому, что безобразное противостоит природе ума. Итак, вопрос не в том, обладает ли ум способностью концентрироваться; ему только необходимо место, радостное и счастливое, где он естественно будет оставаться.
Ничто в области грубого мироздания не является настолько радостным, чтобы навсегда удовлетворить стремление ума к счастью. Опыт показывает, что тонкие предметы мироздания гораздо более очаровательны, чем грубые. Итак, если внимание можно направить на тонкие области мироздания, и, если ум может испытать их, они будут естественно привлекать его, будучи более очаровательными, чем грубые слои мироздания. Когда внимание увлекается от грубых к более тонким слоям мироздания, ум будет находить возрастающее очарование на каждой ступени. Трансцендируя всё относительные состояния мироздания и достигая трансцендентного сознания – блаженства, ум обнаружит ту огромную радость превосходящую величайшую радость относительного существования: вечное, абсолютное блаженство. Обретя абсолютное, вечное блаженство, ум никогда не теряет его. Он удерживает его в такой степени, что сознание-блаженство пропитывает саму природу ума, и ум становится сознанием – блаженством. И, как мы обсудили ранее, это происходит с практикой Трансцендентальной медитации.
Когда ум утверждается в таком состоянии, он остается устойчивым и больше ничего не требует, так как в относительной области нет ничего, что могло бы соперничать с действительностью абсолютного сознания – блаженства. Поэтому, когда ум укореняется в сознании – блаженстве, вечная удовлетворенность становится самой его природой, и он остается устойчивым, даже когда занят познанием внешнего мира и активностью.
Ум может оставаться сконцентрированным только в состоянии сознания – блаженства. Любая другая попытка развить способность концентрироваться равносильна упорному труду, не приносящему результата. Практика Трансцендентальной медитации, которая так проста и которая приносит сознание-блаженство в саму природу ума, является самым практическим способом научиться концентрироваться. Как мы видели, обретается не способность к концентрации: должно быть создано состояние сознания – блаженства в уме, чтобы он оставался устойчивым и сконцентрированным по своей природе.
Люди начинают следовать аскетическому образу жизни, считая, что в суетности мира или в жизни домохозяина чувства слишком увлечены внешними удовольствиями. Они верят, что, для того, чтобы контролировать ум, нужно пожертвовать радостями чувств, что нельзя позволять чувствам вступать в контакт с этими радостями. Эта вера привела к возникновению практик контролирования ума и развитию ненужного аскетизма искателей истины, стремящихся увеличить способности своего ума. При этом контроль и напряжение ума основываются на ошибочном принципе, утверждающем, что природа ума – блуждать. В контроле нет необходимости. Мы видим, что практика контроля не является необходимой, так как ум станет естественно устойчивым и сконцентрированным, если он обретет опыт абсолютного сознания – блаженства.
Есть два способа удержать собаку у двери. Один – побежать за ней, насильно привести к двери и посадить там на цепь. Но это трудная задача. Даже если собака привязана, она будет рваться на цепи и стараться убежать. Будет трудно держать её спокойной у двери. Второй способ – не бегать за ней, не привязывать, а поставить у двери еду, чтобы она поела. Собака съест пищу и предпочтет остаться у двери.
Таким же образом нет необходимости пытаться контролировать ум. Самый лучший, легкий и практичный способ, позволяющий уму естественно быть сконцентрированным – это предоставить его практике Трансцендентальной медитации, чтобы он мог обрести сознание-блаженство. Когда ум остается сконцентрированным, он не блуждает, а остается устойчивым, куда бы его ни поместили. В этом состоянии используется весь потенциал ума, любая приходящая мысль будет сильной, а произведенное действие – сильным действием. Это способ осуществления действия с целью получения наиболее эффективных и желанных результатов.
Сохранение умственной энергии
В нашем исследовании мы обнаружили, что, когда ум сконцентрирован и установлен в сознании – блаженстве, он не блуждает. Это и есть способ сохранения умственной энергии.
Умственная энергия расходуется в огромных количествах, когда ум постоянно думает и блуждает. Каждая мысль потребляет умственную энергию, и, если мысли возникают одна за другой, умственная энергия расходуется непрерывно. Если приходит меньше мыслей, умственной энергии потребляется меньше; итак, если ум установлен в сознании – блаженстве, он остается удовлетворенным в самом себе и не блуждает здесь и там, занимаясь бесполезными мыслями. Если бы ум принимал каждый час тысячу мыслей до того, как достиг блаженства, а достигнув его, принимал бы десять мыслей в час, то каждая мысль обладала бы в сто раз большей силой. Единственным естественным путём сохранения умственной энергии для конструктивной цели является практика Трансцендентальной медитации.
Координация ума и нервной системы
Для того, чтобы обладать мощной силой мысли, необходимо поддерживать согласованность между умом и нервной системой. Это требует, чтобы и физическая нервная система, и ум были сильными. Нервная система – материальный аспект; ум – абстрактный. Конкретная нервная система и абстрактный ум. Для мощной силы мысли и физический, и ментальный аспекты должны быть сильными. Мы видели [см. “Как установить контакт с Бытием”], что ум естественно становится сильным с практикой Трансцендентальной медитации, когда все подсознательное становится сознательным.
Должное функционирование нервной системы зависит от её физического состояния, которое, в свою очередь, контролируется потребляемой пищей и прилагаемыми усилиями. Если пища правильная, она поддерживает нервную систему энергичной и жизнедеятельной при нормальных условиях функционирования. Если нервная система не напрягается, она функционирует нормально Но если тело напрягается в результате вспышек или нерешительности со стороны ума, то нервная система истощается и перестает функционировать. Чтобы поддерживать хорошую координацию ума и тела, просто необходимо, чтобы пища была правильной. Если мы едим испорченную и несвежую пищу, нервная система становится слабой. Например, если мы употребляем алкоголь, нервная система становится неактивной и вялой. Если мы работаем слишком усердно, нервная система устает и не функционирует нормально. Отсутствие нормального функционирования ослабляет согласованность между умом и телом. Следовательно, для хорошего здоровья, здоровой координации ума и тела необходимо, чтобы ум был здоровым, а он становится здоровым благодаря силе Бытия.
Нервная система должна быть целостной; правильная пища и питье, и регулярные питание, отдых и активность сохранят её таковой. Жизнь должна быть упорядочена с помощью удобного режима сна, приема пищи и отдыха. Активность должна быть умеренной, она не должна истощать тело. Если тело истощено, то нервная система не может функционировать нормально, а когда нарушается согласованность между телом, нервной системой и умом, тогда рвется связь ума с телом и нервной системой, и все очарование жизни теряется в глубоком сне.
Итак, мы находим в главе “Ключ к хорошему здоровью”, что практика Трансцендентальной медитации помогает укрепить физическое состояние нервной системы, а также ума; она дает возможность уму использовать весь свой потенциал, оставаться сконцентрированным, сохранять свою энергию, устанавливать хорошую согласованность с телом, тем самым, достигать мощной силы мысли, благодаря чему действия будут осуществляться таким образом, что принесут самые эффективные и желаемые результаты.
Огромная энергия
Для эффективности действия и получения желаемых результатов необходимо, чтобы возросшая сила мысли дополнялась большей физической энергией. Возможно ли быть полным энергии все время?
Совершенно необходимо, чтобы каждый человек ради самого себя и всего мира вступал в контакт с бесконечным источником жизненной энергии с помощью практики Трансцендентальной медитации. В главе “Индивидуальная и космическая жизнь” мы видели, что индивидуальная жизнь подобна волне в океане космической жизни, и что каждая волна имеет возможность захватить любое количество воды из океана, весь океан мог бы подняться в одной волне. Подобным образом каждый индивидуум может связываться с безграничным океаном космической энергии, чтобы обрести силу для осуществления действий, которые принесут самые эффективные и желаемые результаты.
Энергия, которую мы извлекаем из того, что едим, пьем, чем дышим, ограничена. Многое из того, что мы едим и пьем, производит энергию, но в этой пище есть множество элементов, которые порождают вялость ума. Поэтому, когда мы поработаем некоторое время, энергия, полученная из пищи, расходуется, и к вечеру мы начинаем испытывать голод и истощение. Это показывает, что для того, чтобы произвести действие, которое принесет самые эффективные и желаемые результаты, мы должны иметь какой-то дополнительный источник жизненной энергии.
Мы должны понимать, что жизненная энергия реализуется в силе мышления, разуме, созидательности и радости. Эта же жизненная энергия используется для выполнения различных функций.
Очевидно, если мы хотим иметь больше жизненной энергии, чем мы обычно получаем из еды и питья, необходимо будет найти средство извлечения её из атмосферы. Кроме того, мы должны научиться получать больше жизненной энергии через силу мышления и Бытия.
Мы знаем, что источником всего мироздания – атмосферы, пищи, питья и воздуха, мысли и способности мыслить – является Бытие. Поэтому связь между нашим сознательным умом и океаном Бытия послужит способом извлечения энергии из этого безграничного источника. Это, как мы уже не раз убедились, может быть легко достижимо с регулярной практикой Трансцендентальной медитации.
Существует много методик извлечения большей энергии из воздуха. В Гималаях есть святые, которые живут за счет жизненной энергии, полученной из атмосферы, но эти святые – настоящие йоги, которые могут извлекать в ранние утренние часы достаточное количество жизненной энергии для того, чтобы поддерживать себя в течение дня. Эти методы не годятся для людей, ведущих активную жизнь в миру.
Система Трансцендентальной медитации, однако, является самым эффективным способом, позволяющим привести ум к области трансцендентного Бытия, где он естественно обретет жизненную энергию для осуществления любого количества тяжелой работы и для получения самых эффективных и желаемых результатов. Это извлечение энергии из области Бытия – самый поразительный аспект искусства жизни, так как он связывает активную жизнь повседневного мира с источником безграничной энергии, силы, разума, созидательности и блаженства.
Если это послание о том, что безграничную жизненную энергию можно извлечь из области вечного Бытия, дошло бы до людей всего мира, и если бы они могли начать практику Трансцендентальной медитации, то жизнь стала бы свободной, радостной, полной созидательности, разума, мира и счастья.
Когда бы все люди мира достигли этого высокого состояния сознания, мир стал бы раем для жизни в нем.
К счастью, нынешнее время – самое подходящее для пропаганды идеологии Трансцендентальной медитации; потребность в такой методике сейчас ощущается более, чем когда-либо прежде, так как человек фактически потерял надежную опору, которую в прошлом предлагали ему религии и метафизические учения.
Живые умы научной эпохи, кажется, обнаруживают пустоту в обещаниях религий и различных школ философии и психологии. Напряжение быстро возрастает на всех уровнях жизни во всем мире. С одной стороны, индивидуум ощущает недостаток энергии и рост напряжения, а, с другой, быстрый темп современной жизни не дает ему ни минуты покоя. Индивидуум разрывается между давящим призывом к большей активности и отсутствием энергии, чтобы справиться с ней. В результате, растет число сердечных заболеваний и общих недомоганий. Каждый человек ищет средство, которое поможет ему справиться с возросшей скоростью жизни, которую диктует современная цивилизация.
Трансцендентальная медитация непосредственно приводит энергию индивидуума в созвучие с энергией космической жизни.
В этот опасный для цивилизации час она – дар небес для всестороннего улучшения человека.
Благоприятное окружение и обстоятельства
Когда мы рассматриваем искусство осуществления действия с целью достижения наиболее эффективных и желаемых результатов, важно учитывать фактор окружения потому, что окружение вносит огромный вклад в успех осуществления действия и его результатов.
Окружение должно быть благоприятным, или действующий должен обладать огромной силой ума, чтобы продолжать упорствовать в осуществлении действия при любых обстоятельствах.
Неотъемлемой частью действия должно быть поддержание гармонии с окружающей средой для поддержания эффективности и облегчения осуществления действия. Следовательно, поддержание гармонии с окружением должно быть неотделимой частью усилий по достижению успеха в работе.
Величайшая сила, которой человек может когда – либо обладать, для того, чтобы поддерживать свое окружение гармоничным в соответствии с целью его действий, исходит из чистоты его ума, души, тела и чистоты цели действия, искренней приверженности активности.
Рассматривая главу “Бытие – плоскость космического закона”, мы видели, что через практику Трансцендентальной медитации индивидуум достигает гармонии со своим окружением, а его окружение приходит в гармонию с ним. Поэтому лучшее, что может сделать сделать человек в этом направлении – это поддерживать чистоту Бытия в самой природе своего ума. Для этого необходима регулярная практика Трансцендентальной медитации. Другие попытки поддерживать гармонию с окружением не так эффективны, как эта практика. Хорошее поведение по отношению к другим, доброта, сострадание и готовность помочь – все эти качества по-своему ценны, и человек должен руководствоваться этими высокими принципами жизни. Человек должен быть готов помочь своему соседу, должен быть добрым к друзьям, сострадательным к окружающим, но вся эта доброта и сострадание, и помощь другим будут более плодотворными и значительными, если внутренняя жизнь индивидуума чиста.
К счастью для нашего поколения, чистота жизни перестала быть трудно досягаемой. Это реализация трансцендентного чистого сознания, что равнозначно получению абсолютной чистоты жизни. Поэтому для того, чтобы сделать окружение и обстоятельства благоприятными для осуществления действия с целью достижения наиболее эффективного и желаемого результата, Трансцендентальная медитация является первоочередной необходимостью в ежедневной рутине.
Способность осуществлять правильное действие
В части “Жизнь” мы увидели, как индивидуальный ум может установить контакт с космическим умом посредством Трансцендентальной медитации и черпать из него бесконечное количество энергии, разума, созидательности для достижения максимальных результатов действия. Осуществление правильного действия – это великое искусство. Правильное действие приходит на основе состояния удовлетворения и естественной потребности в действии. Должно быть естественным то, что человек осуществляет только правильное действие. Правильное действие – это действие, которое удовлетворяет законную потребность. Под “законной” мы имеем в виду, что действующий оправдан в своей потребности и средствах действия, которые он выбирает для её удовлетворения.
Как мы видели в главе “Карма и искусство Бытия”, вопрос правильного и неправильного в относительной области жизни очень сложен. Мы видели, что правильное действие может быть определено только на уровне Законов Природы, и что человек, утвержденный в состоянии Бытия, естественно развивается в со-гласии с законами природы. Только на таком высоком уровне чистого сознания ум может быть праведным. Правильное действие всегда подтверждается моральным кодексом поведения. Любой недостаток нравственности, любое отклонение от интегрированности жизненной цели приводит к отклонению от праведности.
Обычно человеку трудно определить, что есть правильное действие. Закон страны является одним из критериев. Верное действие – такое, которое, по меньшей мере, не противоречит закону данной страны. В этом смысле законное действие – есть верное действие. В общем можно сказать, что закон страны основан на законах природы. В странах древних цивилизаций, где чтят традиции, закон страны, в основе, вытекает из Законов Природы.
Закон страны и традиции страны являются общими ориентирами, указывающими на то, что верно и что неверно. Огромная деликатность и чувствительность требуются для любого глубокого изучения Законов Природы, так как они правят процессом эволюции на всех уровнях мироздания. Они или дополняют, или противоречат друг другу в зависимости от слоя мироздания, на котором функционируют.
Обсуждая правильные и неправильные мысли в главе “Мышление и искусство Бытия”, мы обнаружили, что только ум, насыщенный Бытием, может естественно функционировать в согласии с законами природы. На этом уровне, однако, не существует проблемы определения правильности действия, так как ум по самой своей природе, знает только правильное действие. Поэтому состояние космического сознания предлагает абсолютную основу для правильного действия. Ранее мы сказали, что закон страны и её традиции обеспечивают критериями правильного и неправильного. Эти критерии действительны для относительной области и не предлагают совершенного ориентира. Только космическое сознание может вдохновить на правильное действие на все времена.
Многие люди обладают способностью выбирать правильное действие естественно, так как структура общества такова, что с детства человека учат отличать поверхностно, по меньшей мере, что хорошо и что плохо. Более глубокие критерии оценки правильного и неправильного устанавливаются, когда индивидуум становится старше и более тщательно знакомится с законами и традициями страны. Все более точное суждение о правильном и неправильном появляется по мере роста сознания человека, но когда сознание находится на высшем уровне, и Бытие пропитывает природу ума в полной мере, ум без сомнения знает, что правильно и что неправильно. В силу естественной склонности, в силу естественного вкуса неправильные действия и неправильные мысли даже не рассматриваются. Итак, истинное искусство осуществления правильного действия заключается в том, чтобы иметь ум, который всегда будет правильным. Чтобы быть правильным, ум должен находиться в таком состоянии длительного удовлетворения и чистоты, которое принадлежит только состоянию чистого сознания. Поэтому обретение высочайшей чистоты сознания существенно важно для внушения и поддержания естественного стремления к правильному действию. Таким образом, искусство правильного действия имеет свою основу в регулярной практике Трансцендентальной медитации и обретении наивысшей чистоты сознания. Такая чистота сознания сама по себе создает и будет поддерживать в уме естественную тенденцию к правильному действию, поэтому существенно необходимо, чтобы она была развита.
Тот, кто действительно обладает “умением действовать”, знает, что действие – это средство получения радости и освобождения от его оков.
Мы разбирали освобождение от связывающего влияния действия в главе “Карма и Бытие”. Здесь мы лишь вспомним, что правильное действие должно быть естественной тенденцией человека. Ум должен быть развит и подготовлен таким образом, чтобы он был склонен только к правильному действию, потому что только правильное действие полезно для действующего, окружения и всего во Вселенной. Любое действие затуманивает естественное состояние ума. В таком состоянии ум находится в оковах, то есть он не способен поддерживать свой статус чистого Бытия. Опыт осуществления действия затуманил сущностную природу ума. Правильное действие будет осуществляться, когда ум, будучи вовлеченным в деятельность, будет способен поддерживать Бытие без затуманивающего влияния действия.
Это означает, что полное качество ума, или субъекта и полное качество объекта – полное качество абсолютного состояния Бытия и полное качество активности, поддерживаемые одновременно, – являются состоянием освобождения от связывающего влияния действия.
Уверенность в себе
Уверенность в себе – необходимый компонент в осуществлении действия, направленного на достижение самых эффективных и желаемых результатов. Мы видели, что уверенность в себе зависит от состояния ума. Чтобы обладать уверенностью, по меньшей мере, должно быть известным собственное Я, и Я должно находиться на сознательном уровне.
Тот, кто не осознает собственного Я, не может иметь уверенности в себе. Любая попытка обрести большую уверенность в себе без близкого познания своего Я всегда будет неэффективной.
Глубокое знание природы своего Я – первый шаг к обретению уверенности в себе. Когда знакомство с сущностной природой собственного Я настолько глубоко, что оно никогда не покидает уровень сознания, тогда состояние огромной уверенности в себе достигнуто.
Пока человек не утвердился в незыблемом состоянии сознания блаженства вечного Бытия, пока он не достиг того космического сознания, которое одно способно установить Абсолют в относительной области повседневной жизни, невозможно обладать естественным состоянием непоколебимой уверенности в себе.
Следовательно, Трансцендентальная медитация являет собой прямой путь достижения уверенности в себе.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Чтобы достичь желаемых результатов в действиях, человек должен обладать мощной силой мысли, огромной энергией, благоприятным окружением и обстоятельствами, способностью к правильному действию и уверенностью в себе. Сила мысли зависит от способности использовать весь свой умственный потенциал, концентрации, сохранения умственной энергии и эффективной координации ума и нервной системы. Природа ума – оставаться устойчивым, а не блуждать, поэтому нет необходимости контролировать его. Способность концентрироваться зависит от радости или счастья, исходящих от объекта внимания. Каждый ум обладает силой бесконечной концентрации, но не может оставаться сконцентрированным на объекте, который не приносит достаточного счастья. Поэтому ум всегда ищет большего счастья в разнообразии. Однако, если ум основывается на величайшем постоянном счастье, то он может оставаться однонаправленным.