Краткое содержание
Психофизиологический подход к реализации Бога включает использование тела и ума. Развитие тела и дыхания помогает достичь состояния трансцендентного сознания в уме и состояния бодрствующего покоя в теле. Практика Трансцендентальной медитации сочетает в себе умственный и физиологический аспекты психо-физиологического подхода. Однако, физиологический путь не является универсальным и требует пристального наблюдения учителя. Легкие дыхательные упражнения и упражнения для тела могут быть использованы как дополнение к интеллектуальному или эмоциональному подходам.
Назад | Оглавление | Вперед
Психофизиологический подход к реализации Бога
Психофизиологический подход к реализации Бога, о чем говорит само название, включает в себя одновременное использование тела и ума.
Мы уже видели в предыдущих главах, как тело и ум тесно взаимосвязаны [см. “Ключ к хорошему здоровью”]. Состояние ума непосредственно влияет на тело, а состояние тела влияет на ум.
В описании физиологического подхода к реализации Бога, мы видели, что, тренируя тело и дыхание, можно создать в нервной системе состояние бодрствующего покоя так, что индивидуум может познать Бытие. Это приносит надежду на ускорение продвижения по любому пути к реализации Бога – интеллектуальному или эмоциональному, дополняя его физиологическим подходом.
Эта комбинация физиологического и интеллектуального или эмоционального путей составляет психо-физиологический подход реализации Бога.
Можно сказать, что основной чертой психо-физиологического пути является развитие тела и ума с тем, чтобы достичь одновременно состояния трансцендентного сознания в уме и состояния бодрствующего покоя в теле. Цель: с физической стороны предоставить помощь в развитии ума, а с умственной стороны – в развитии тела. Единственное намерение – прибыть к цели с большей легкостью за самое короткое время.
Рассматриваемый с этой точки зрения психо-физиологический подход представляется привлекательным, так как не существует любящего Бога, или искателя истины, который не испытал бы искушения последовать по пути, предлагающему большую легкость и скорейшую реализацию. Но, как уже было пояснено, физиологический путь, который неизбежно предполагает усиленные практики контроля за физическим состоянием и контроля за дыханием, не подходит образу жизни домохозяина. Итак, несмотря на свой диапазон, психо-физиологический путь не может считаться универсальным.
Как мы видели, развитие тела и дыхания требует пристального наблюдения учителя, если принимать во внимание сохранение здоровья ученика. Существуют, однако, легкие дыхательные упражнения и упражнения для тела, которые можно практиковать как дополнение к интеллектуальному или эмоциональному подходам, и которые не требуют строгого персонального наблюдения. Такие упражнения, несомненно, помогли бы ускорить прогресс на пути к реализации Бога.
Психо-физиологический подход к реализации Бога, тем не менее, находит осуществление в практике Трансцендентальной медитации, которая одновременно влияет на тело и ум. Без всякого контроля на каком бы то ни было уровне она устанавливает ум в состояние трансцендентного сознания и приводит тело и нервную систему к состоянию бодрствующего покоя, которое существенно важно для состояния просветления.
Умственный и физиологический аспекты психо-физиологического подхода одновременно находят осуществление в практике Трансцендентальной медитации.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Психофизиологический подход к реализации Бога предполагает использование тела и ума для достижения состояния трансцендентного сознания в уме и состояния бодрствующего покоя в теле. Такой подход может быть применен как дополнение к интеллектуальному или эмоциональному подходам, но требует пристального наблюдения учителя. Тем не менее, практика Трансцендентальной медитации сочетает в себе умственный и физиологический аспекты психо-физиологического подхода и является наиболее эффективным способом достижения состояния просветления.