Краткое содержание
Этот текст описывает, что человек, который не позволяет контактам с внешним миром беспокоить его и уравновешен в радости и боли, непоколебим, подходит для бессмертия. Человек, который понимает Реальность жизни, устойчив к влиянию удовольствия и боли, и такой человек живет в неизменном состоянии жизни. Это придает ему статус бессмертной жизни. Понимание не становится зрелым в результате создания настроя. Необходимо лишь понять значение этого стиха и трех предыдущих, чтобы жить Реальностью отношения между вечной внутренней жизнью и внешними вечно меняющимися фазами существования. Весь путь понимания заключается в свободе от пут. Знание, содержащееся в этих стихах, разрывает путы неведения и позволяет жизни быть в ее естественном состоянии вечной свободы.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.15
И вправду, тот человек, кого эти (контакты) не беспокоят, кто уравновешен в радости и боли, непоколебим, он подходит для бессмертия, О лучший из людей.
Господь особо выделяет для Арджуны, что ум человека, установившегося в понимании неизменной Реальности жизни, как объяснено в стихе 13, поднимается над влиянием удовольствия и боли. Такого невозмутимого человека минует влияние смерти, и он живет в неизменной фазе жизни; он обретает вечную жизнь. Цель Господа — чтобы Арджуна достиг состояния, где он будет выше всех соображений относительного поля, даже смерти, и всех проблем жизни и смерти.
Безграничное состояние океана не подвержено влиянию ни впадающих в него рек, ни процесса испарения. Таким же образом человек, утвердившийся в понимании безграничной полноты абсолютного существования, естественно свободен от влияния относительного порядка. Именно это придает ему статус бессмертной жизни.
В настоящее время обнаружено, что люди пытаются создать настроение удовлетворенности в удовольствии и боли, потере и приобретении — они пытаются создать настроение одинакового поведения и безразличия, в то время как они занимаются разнообразной деятельностью в миру. Но попытки создать настроение на основе понимания — это просто лицемерие. Многие из ищущих попали в ловушку такого отношения. Далее мы поясним эту мысль.
Понимание не становится зрелым в результате создания настроя. Heобходимо только однажды понять значение этого стиха и трех предыдущих, чтобы жить Реальностью отношения между вечной внутренней жизнью и внешними вечно меняющимися фазами существования. Едва лишь человек узнает, что он король и что государство принадлежит ему, он немедленно начинает извлекать пользу из своих взаимоотношений с государством, начинает вести себя, как король. От него не требуют, чтобы он практикой и постоянной думой о своем положении развивал свой царский сан, как от ребенка не требуют, чтобы он всегда помнил, что его мать — это его мать. Он просто однажды узнает это и все время живет в этих взаимоотношениях. Так прост путь понимания, приводящий к свободе от пут.
Вся истина жизни в том, что нет ничего сколь-нибудь существенного, чтобы привязать вечно неизменное к вечно меняющейся сфере жизни. Как нет ничего, что могло бы держать их связанными воедино. Только незнание естественного состояния свободы, существующего между этими сферами, приводит к их связанности между собой. Это незнание и порожденные им путы поддерживают жизнь в движении — внутренний аспект, вечно остающийся неизменным, и внешний — постоянно меняющийся. Внешний, постоянно меняющийся аспект продолжается вечно благодаря внутреннему. Так течет жизнь в естественном состоянии вечной свободы — на основе неведения!
Знание, содержащееся в этих стихах — мудрость Санкхьи — разрывает путы неведения и позволяет жизни быть в ее естественном состоянии вечной свободы.
Следующие стихи далее излагают эту мудрость.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Этот текст говорит о том, что человек, который не дает внешним контактам беспокоить себя и уравновешен в радости и боли, подходит для бессмертия. Такой человек живет в неизменном состоянии жизни и обретает вечную жизнь. Понимание Реальности жизни позволяет быть устойчивым к влиянию удовольствия и боли. Путь понимания заключается в свободе от пут. Знание, содержащееся в этих стихах, помогает разрывать путы неведения и позволяет жить в естественном состоянии вечной свободы.