TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите

Краткое содержание

В данном тексте описывается философская система Вайшешика, которая состоит из девяти конечных субстанций, включая землю, воду, огонь, воздух, пространство, время, направление в пространства, душу и ум. Каждая из субстанций имеет свои особенности, отвечающие за многообразные качества объектов в мироздании. Уроки касательно каждой из субстанций даны с помощью различных слов, отражающих их особенности, например, слово «Дурьодхана» отражает особенность земли, а слово «произнес» — особенность воды. Описывается также урок касательно восьмой конечной субстанции — души.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите

Назад | Оглавление | Вперед

Вайшешика

Вайшешика, система, изложенная Канадой, анализирует особые каче­ства (вишеша), которые отличают один объект от других объектов. В данном стихе слово “князь” раскрывает особенное качество, которое от­личает Дурьодхану от других людей. Слова “его, определяющее “учитель”, и “эти”, определяющее “слова”, служат похожим целям. Здесь мы имеем общий урок философии Вайшешики.

Согласно Вайшешике есть девять субстанций, составляющих основу всего сущего. Особые качества этих субстанций отвечают за многообраз­ные качества сонма объектов в мироздании.

Девятью конечными субстанциями являются: земля (притхиви), вода (апас), огонь (теджас), воздух (вайю), пространство (акаша), время (кала), направление в пространстве (дик), душа (атман), ум (манас).

Первые четыре конечные субстанции отличаются друг от друга осо­быми качествами их параману, или атомов. Таких особых качеств четыре:

запах (гандха), вкус (раса), форма (рупа), осязаемость (спарша). Земля обладает всеми четырьмя этими качествами; вода обладает вкусом, фор­мой и осязаемостью; огонь обладает формой и осязаемостью; воздух обладает только осязаемостью.

  1. Земля (притхиви)

Урок касательно элемента земли дается с помощью слова “Дурьод­хана”. Как запах неотделим от земли, так и княжеское благоухание не­отделимо от Дурьодханы, князя, хозяина земли.

  1. Вода (апас)

Вкус является основным качеством элемента воды. Чувство вкуса за­ключается в языке, который также орган речи. Поэтому можно сказать, что слово “произнес” дает урок касательно элемента воды.

  1. Огонь (теджас)

Слово “видя” дает урок касательно элемента огня, так как чувство зрения имеет отношение к субстанции огня.

  1. Воздух (вайю)

Слово “приблизился” дает урок касательно элемента воздуха, потому

что осязаемость — это неотъемлемое качество элемента воздуха. Процесс приближения достигает апогея в осязании.

  1. Пространство (акаша)

Пятая конечная субстанция характеризуется звуком. Поэтому урок ка­сательно пространства дают “слова”.

  1. Время (кала)

На время указывают такие понятия, как последовательность, одновре­менность, скорость и медлительность. “Видя”… “приблизился”… “произнес” дают урок всех этих понятий.

  1. Направление в пространстве (дик).

Направление в пространстве указывают такие выражения, как здесь, там, далеко, близко, над, под. Урок на направление дан выражениями “армия… в боевом порядке” и “ приблизился”.

  1. Душа (атман).

Согласно Сутрам Вайшешики, на существование восьмой конечной субстанции, души, указывают восходящее дыхание жизни (прана), нисхо­дящее дыхание жизни (апана), опускание век (нимеша), открывание век (унмеша), жизнь (дживана), умственная деятельность (маногати), внут­ренние изменения в области чувств (индриянтара-викара), удовольствие (сукха), боль (духкха), желание (икча) и усилие (праятна).

Урок касательно души дан:

i. Восходящее и нисходящее дыхания жизни объединяясь порождают речь: “произнес эти слова”.

ii. Опускание и открывание век относятся к зрению: “видя”.

iii. Указано, что в Дурьодхане есть жизнь, словами: “видя… прибли­зился… произнес”.

iv. Умственная деятельность присуща последовательности “видя”… “приблизился… произнес”.

v. Удовольствие присуще выражению “приблизился к своему учителю”.

vi. Боль присуща выражению “видя армию Пандавов… в боевом по­рядке”. Урок касательно боли преподан без обращения к какой-либо очевидной ссылке на боль.

vii. На желание Дурьодханы указывает слово “эти”. Вьяса, давая урок на желание, употребляет выражение, которое указывает на принцип же­лания, не определяя какого-либо определенного желания, чтобы не от­влекать ум от основного рассматриваемого момента. Это пример исклю­чительной точности языка Вьясы в его учении о различных системах Индийской философии.

viii. Урок на усилие дан словом “приблизился”. Поскольку для любого человека процесс приближения предполагает усилие, это тем более так для всякого князя, обладающего достаточной властью, чтобы в любое время вызвать к себе любого человека.

Ясно, что, для того чтобы подтвердить особые качества души, необ­ходимо “приблизиться” к ней. В рассматриваемом стихе “приближение” — результат некоторой умственной деятельности, следующей за чувственной деятельностью зрения (“видя”). Подобным же образом, чтобы прибли­зиться к душе, необходимо идти от опыта области чувственной деятель­ности к опыту области умственной деятельности, пока, выйдя за пределы тончайшей умственной деятельности, человек не достигнет области чистого Бытия, которое является чистым сознанием, основой всякой дея­тельности. Только благодаря этому процессу, известному как Трансцен­дентальная Медитация, может ум близко познать тонкие области относи­тельного существования, на которые Канада указывает как на составля­ющие особые качества души, и это осуществляет цель учения Вайшешики.

  1. Ум (манас)

Девятая конечная субстанция, ум, — это способность, отвечающая за то, чтобы давать знание душе о контакте души с чувствами и их объектами. Урок по поводу ума дается мыслью, которая находится между “видя” и “приблизился” и “произнес”.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

В статье рассматривается философская система Вайшешика, которая анализирует особые качества объектов и состоит из девяти конечных субстанций. Каждая из субстанций обладает своими качествами, которые определяют многообразие объектов в мироздании. В статье дается урок касательно каждой из конечных субстанций, используя слова, которые раскрывают особенности каждой субстанции. Также в статье рассматривается особое качество, которое отличает один объект от других объектов, и дан пример на основе слова «князь», которое отличает Дурьодхану от других людей.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты