Назад | Оглавление | Вперед
Карма Миманса
Миманса означает исследование, внимательное рассмотрение. Карма Миманса занимается тщательным изучением действия, так как действие образует основу существования и эволюции индивидуума. Самая первая сутра Карма Мимансы, изложенной Джаймини, начинает исследование дхармы, непобедимой силы природы, поддерживающей все сущее. Основной поиск Карма Мимансы — поток того действия, которое будет в спонтанном согласии с дхармой. Влияние каждого действия столь далеко идущее’, что оно находится за пределами человеческого понимания. Поэтому критерием, по которому следует судить о правильности действия, может быть не что иное, как вербальное свидетельство (шабда) Вед.
Джаймини утверждает вечную природу шабды логическим аргументом и устраняет все сомнения касательно этого. Урок на это дан выражением “приблизился к своему учителю”, так как к учителю приближаются, чтобы устранить все сомнения.
Установив вечность шабды, Джаймини было необходимо установить, что Веда — это божественное откровение во время творения. Урок на это обнаруживается в слове “тогда” — во время творения.
Джаймини также доказывает, что, хотя слова Веды и являются им-Г1ульсами Божественного, они не лишенные смысла ноты или ритмы. Они обладают значением и, стало быть, особой целью, как любой произносимый звук (слово) на любом языке. Каждое слово и каждая фраза рассматриваемого стиха дают урок по этому пункту.
Поскольку Джаймини считал Веду конечным авторитетом касательно дхармы, для Джаймини было необходимо разработать определенную методику исследования Ведического текста. Это он сделал, анализируя содержание Вед следующим образом:
- Видхи (заповеди или предписания).
Урок на это дан последовательностью “видя … приблизился … произнес”.
- Мантры (ключевые слова).
Мантры — это ключевые слова, которые помогают человеку запомнить различные ступени ягьи1.
“Учитель” (ачарья) — это хранитель знания о мантрах, и его задача — ответить на все возражения, возникающие против них. Мантры существуют, чтобы помочь совершению ягьи: на каждой ступени мантра разная. Во время процесса ягьи учитель произносит мантру, и в согласии с этим другие совершают действия. Дурьодхана “приблизился к своему учителю”, чтобы получить для себя верное слово (мантру) действия.
- Намадхейя (имена собственные).
Урок намадхейи дан именами “Дурьодхана” и “Пандавы”.
- Нишедха (запреты).
Нишедха противоположна видхи. Урок на нишедху дан фразами “приблизился к своему учителю” и “произнес эти слова”. Процедура в согласии с предписанием (видхи) такова, что, приблизившись к учителю, человек должен пасть перед ним ниц. Но вместо того, чтобы пасть ниц, Дурьодхана начинает говорить.
- Артхавада (разъяснения). “Князь” дает урок артхавады.
Мимансаки, вслед за санскритскими грамматистами, делят Ведические существительные на три типа:
- Рудхи, простое, не составное слово, с обычным принятым значением, которое мы узнаем от учителя или другого авторитетного лица. Урок рудхи дан существительным “слова”.
- Яугика, составное слово, составленное из двух или более слов, каждое из которых имеет свое самостоятельное значение и вносит вклад в значение целого.
Урок на яугику дан “армией Пандавов” (пандава-аникам).
- Йогарудхи, слово, которое, хотя и составное, имеет свое собственное условное значение. Урок Йогарудхи дан словом “Дурьодхана” (Дур-иодхана).
Джаймини указывает на то, что существительные не являются самодостаточными, но требуют глагола, чтобы передать цель речи. Глагол вводит элемент действия, который Джаймини классифицирует в соответствии с тем, видимый или невидимый эффект оно оказывает. Те действия, чей эффект, в основном, невидим (апурва), называются главными (прад-хана), а те, чей эффект главным образом виден, называются вторичными (гауна).
Урок на действия, которые являются прадханой, дан словом “произнес”, так как воздействие речи Дурьодханы никак не видимо в этом стихе. Урок на действия, которые являются гауной, дан словом “видя”, потому что эффект видения сразу явствует из “приблизился к своему учителю” и “произнес эти слова”.
Чтобы дать возможность тщательного изучения Ведических текстов в соответствии с изложенными выше принципами интерпретации, Веды рассматриваются в двух разделах: 1. Самхиты, те части, что ведают ман-трами; 2. Брахманы, те части, что ведают ритуальными действиями и разъяснениями.
- САМХИТЫ
Они делятся на три раздела:
i. Pun — стихи, объединенные в группу и отмеченные своим метрическим расположением. Урок этого дан метрическими качествами данного стиха.
ii. Сама — стихи, которые поются в заключение ягьи. Урок на саму дан словом “тогда”. Это слово помещает ситуацию, изображенную в этом стихе, в конец некоторого другого события.
iii. Яджус — мантры в прозе. Они бывают двух типов:
а) те, что произносят вслух (нигада). Урок на этот тип мантры дан словами этого стиха, поскольку они произносятся вслух;
б) те, что произносят про себя (упамшу). “Эти слова” относятся к словам, которые не произнесены в этом стихе. Это дает урок мантр, которые произносятся про себя.
- Брахманы
Шабара в своем комментарии к Миманса Сутре упоминает десять способов анализа Брахман:
i. Хету — побуждение. Урок этого дан словом “видя”. Именно “видение” побудило Дурьодхану приблизиться к своему учителю и заговорить.
ii. Нирвачана — объяснение или выражение. Урок на это дан словосочетанием “построенную в боевом порядке”, выражением, объясняющим, что было увидено.
iii. Нинда — неодобрение. Урок на неодобрение дан тем фактом, что слово “Пандавы” остается без определения, тогда как Дурьодхану называют князем.
iv. Прашанса — хвала. Урок этого преподан фразой “построенная в боевом порядке”, которая выражает достоинство армии.
v. Самшая — сомнение. “Приблизился к своему учителю” дает урок на сомнение, потому что к учителю приближаются, чтобы устранить сомнения.
vi. Видхи — предписания. Как объяснялось ранее, урок на это дан словами “видя… приблизился… произнес”.
vii. Паракриия — действие индивидуума. Весь стих, касающийся действий Дурьодханы: “видя… приблизился… произнес”.
viii. Пуракальпа — прошлые события. Урок этого дан словами — “армия, построенная в боевом порядке”.
ix. Вьявадхарана кальпана — значение в соответствии с контекстом. Слово “тогда” преподает этот урок.
х. Упамана — сравнение. Это помогает получить знание о вещи путем сравнения с другим, хорошо известным объектом. Урок упаманы дан словом “князь”, употребленным в отношении Дурьодханы.
Важно заметить, что практика Трансцендентальной Медитации спонтанно осуществляет поиск Карма Мимансы — поиск действия в согласии с дхармой. Трансцендентальная Медитация приводит ум к состоянию Бытия. Бытие вечно; Оно образует основу мироздания и поэтому поддерживает всю вселенную. Когда ум достигает состояния Бытия, он одновременно достигает и уровня дхармы. Поэтому действия ума, пребывающего в Бытии, автоматически соответствуют дхарме. Таким образом, Трансцендентальная Медитация несет осуществление учения Карма Мимансы.
Назад | Оглавление | Вперед