Краткое содержание
В этом тексте Господь Кришна убеждает Арджуну не тратить время на раздумья о победе или поражении, а быть готовым к битве, потому что, сражаясь, он не навлечет на себя греха. Господь подчеркивает, что решение о действии должно приниматься на основе правильности или неправильности, добродетели или греха, а не потери или приобретения. Человек становится невовлеченным в грех, если достиг невозмутимости в удовольствии и боли, обретении и потере, в победе и поражении, что порождено мудростью Санкхьи. В этой мудрости заключается понимание тленной и нетленной фаз жизни, дхармы, взаимоотношений с другими, результатов действия и природы деятеля как не вовлеченного в действие.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.38
Достигнув невозмутимости в удовольствии и боли, обретении и потере, в победе и поражении, тогда выходи на битву. Так ты не навлечешь на себя греха.
Разъяснив Арджуне в последнем стихе, что он окажется в выигрыше вне зависимости от того, погибнет ли он или выиграет битву, Господь желает теперь убедить его не терять больше времени в раздумьях о победе или поражении. Что бы ни последовало, ему следует быть готовым сражаться, так как одно, по крайней мере, определенно: сражаясь, он не навлечет на себя греха. Если, с другой стороны, он откажется сражаться, он, несомненно, впадет в грех.
Арджуна был уверен, что, победит ли он, или проиграет битву, убивая, он совершит тяжкий грех. Вот почему в этом стихе, подведя к концу интеллектуальный аспект своей беседы, Господь говорит ему: “Я не прошу тебя сражаться из соображений потери или выгоды, но потому, что, сражаясь, ты не навлечешь на себя греха”.
К несчастью, на протяжении нескольких последних веков эта часть учения Господа Кришны истолковывалась как указание на то, что невозмутимое настроение следует развивать, переживая и обретения, и утраты. На самом деле Господь имеет в виду, что, решая, обоснованно ли действие, первичным должно быть соображение правильности или неправильности, добродетели или греха. Не следует принимать решения, исходя из потери или приобретения. При суждении об обоснованности действия первичным соображением должна быть его природа — будет ли оно, или нет, каким-то образом греховным.
Именно цель действия создает потребность в нем. Почувствовав необходимость действия, первый шаг — увериться, что оно никоим образом не греховно. Рассуждать о потере или выгоде — только второй шаг. Если это действие, ведущее к осуществлению миссии человека в жизни, или действие, не выполнить которое было бы грешно, тогда выполнение его становится необходимостью. В таком случае соображения сиюминутной потери или выгоды становятся все более неважными.
В этом стихе Господь ясно говорит Арджуне: “Сначала поднимись до мудрости жизни, данной до сих пор (11—37). Утвердившись в этой мудрости, выходи сражаться. Так ты не навлечешь на себя греха”.
“Ты не навлечешь на себя греха”: это гарантия, которую дает Господь. Человек становится невовлеченным в грех — как результат того, что он “достиг невозмутимости в удовольствии и боли, обретении и потере, в победе и поражении”. Это состояние невозмутимости порождено мудростью, данной до сих пор Арджуне, начиная с одиннадцатого стиха, мудростью Санкхьи, как называет ее Господь в следующем стихе.
Если подытожить, мудрость Санкхьи заключает в себе:
- Понимание тленной и нетленной фаз жизни (11—30);
- Понимание дхармы (31—33);
- Понимание взаимоотношений с другими (33—36);
- Понимание результатов действия (36—37);
- Понимание природы деятеля как не вовлеченного в действие, что дает начало невозмутимости — в потере и обретении.
Знание тленного и нетленного аспектов жизни расширяет мировоззрение и заставляет человека видеть за пределами земной и ограниченной сферы повседневной жизни. Это, дополненное знанием дхармы, вызывает в человеке естественную склонность поступать правильно. Его жизнь становится более полезной для него самого и для других. Через понимание своих взаимоотношений с другими он поднимается над своими эгоистическими сторонами до понимания все более и более вселенских аспектов жизни. Растущее вселенское мировоззрение, обогащенное верным пониманием результатов действия, помогает человечеству развиться и добиться прогресса на всех уровнях жизни. И, наконец, с пониманием природы деятеля как невовлеченного, он достигает невозмутимости, поднимается над влиянием двойственностей, живет жизнью, свободной от греха и страдания, и наслаждается вечной свободой.
Следующий стих начинает учение Йоги, благодаря которому ум поднимется над связывающим влиянием действия, — учение, благодаря которому разум, развитый мудростью Санкхьи, будет вечно утвержден в единстве жизни, единстве абсолютного Бытия, в вечном освобождении в божественном сознании здесь и сейчас.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В этом тексте Господь Кришна убеждает Арджуну быть готовым к битве, потому что, сражаясь, он не навлечет на себя греха. Господь подчеркивает, что решение о действии должно приниматься на основе правильности или неправильности, добродетели или греха, а не потери или приобретения. Человек становится невовлеченным в грех, если достиг невозмутимости в удовольствии и боли, обретении и потере, в победе и поражении, что порождено мудростью Санкхьи. В этой мудрости заключается понимание тленной и нетленной фаз жизни, дхармы, взаимоотношений с другими, результатов действия и природы деятеля как не вовлеченного в действие.