Краткое содержание
В данном тексте рассматривается учение о невовлеченной природе Господа и обещается освобождение от пут через знание этого факта. Человек, достигший сознания Бога, знает, что источник творения имеет трансцендентальную природу. Господь говорит, что тот, кто знает Его совершенно, не связан действиями. Выражение “и нет у Меня никакой жажды плодов действия” выявляет скрытый смысл черты, одинаково присущей проявленной и непроявленной сферам жизни. Этот стих представляет одно из наиболее важных учений Схьи и содержит в себе полноту относительного и Абсолютного.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.14
Действия не вовлекают Меня, и нет у Меня никакой жажды плодов действия. Тот, кто воистину знает Меня настолько, не связан действиями.
Любой человек, обладающий сознанием Бога, постоянным осознанием источника творения, на своем собственном опыте узнает, что этот источник имеет трансцендентальную природу. Вот поэтому Господь говорит:
“Тот, кто воистину знает Меня настолько, не связан действиями”.
“Воистину знает Меня настолько” значит “знает Меня совершенно”. Совершенное знание означает знание, основанное как на опыте, так и на понимании’.
“Действия не вовлекают Меня”: это перекликается со стихом 28 главы III, где сказано, что “это гуны воздействуют на гуны”, в то время как Бытие остается невовлеченным. И вновь это возвращает нас к стиху 9 настоящей главы, где говорится о том, что деятельность Господа не принадлежит материальному миру или полю трех гун; она божественна и проистекает в Его вечной свободе. О природе Господа как абсолюта говорилось в стихе 6. Все это с достаточной полнотой раскрывает смысл выражения “невовлеченная природа Господа”.
“И нет у Меня никакой жажды плодов действия”: в стихе 22 третьей главы Господь уже выразил Свое вечное состояние полного удовлетворения.
“Кто воистину знает Меня настолько” означает “тот, кто глубоко познал Мою природу как совершенно не вовлеченную ни в действия, ни в их плоды”. Чрезвычайно важно здесь слово “воистину”. Оно подразумевает познание через участие, показывающее, что человек достиг сознания Бога.
Выражение “и нет у Меня никакой жажды плодов действия” выявляет скрытый смысл черты, одинаково присущей проявленной и непроявленной сферам жизни. Обе они вечно продолжают быть благодаря вечной природе всемогущего и всевышнего Господа. Свет точного знания невовлеченности Всевышнего посреди громадной деятельности беспредельного творения может воссиять лишь на основе чьего-либо собственного опыта познания невовлеченности высшего “Я” в поле деятельности.
Такова последовательность эта под постижения истинной природы Господа: сначала человек осознает свое собственное “Я” как обособленное от деятельности и, обретя таким образом знание истинной природы своего “Я”, оставляет всю деятельность Господу и походит и Нем прибежище (стих 10). Затем, в Единстне с Ним, человек познает Его в Его истинной природе как не вовлеченного в деятельность и не жаждущего плодов действия. Это знание истинной природы Бога приводит к вечной свободе от связывающего влияния действия вот почему Господь говорит:
“Тот, кто воистину знает Меня настолько, не связан действием”.
Этот стих представляет одно из наиболее важных учений Схьи. Он раскрывает невовлеченную природу Господа и просто через знание этого факта обещает освобождение от пут. Это сила Санкхьи, предлагающей освобождение на пути знания.
Подобное учение содержалось в стихе 28 главы 111. Но там было доказательство с точки зрения знания трех гун, знания относительного поля деятельности, тогда как в данном стихе оно вытекает из знания сущностной природы олицетворяемого Господом Кришной божественного Существа, которое находится за пределами относительного и Абсолютного, за пределами Единства Бытия и многообразия творения, но содержит в Себе полноту того и другого.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В данном тексте рассматривается учение о невовлеченной природе Господа, которое обещает освобождение от пут через знание этого факта. Человек, достигший сознания Бога, знает, что источник творения имеет трансцендентальную природу. Господь говорит, что тот, кто знает Его совершенно, не связан действиями. Этот стих представляет одно из наиболее важных учений Схьи и содержит в себе полноту относительного и Абсолютного. Текст подчеркивает важность знания природы Бога, которое приводит к вечной свободе от связывающего влияния действия.