TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.13

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.13

Краткое содержание

Текст говорит о том, что всё в творении подчинено законам трёх гун – саттвы, раджаса и тамаса – и их сочетаний. Господь создал четырехкратный порядок в творении, который определяет естественный образ действий каждой категории существ. Все гуны являются необходимыми, но Господь просит Арджуну выйти за пределы поля трёх гун и получить непосредственное знание источника творения. Он также говорит о себе как об авторе, но в то же время как о не-деятеле и неизменном.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.13

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 4.13

Четырехкратный порядок был создан Мной -, согласно разделению гун и действий. .у Хотя Я и автор его, знай Меня как не-деятеля, неизменного.

Все сотворенное есть взаимодействие трех гун. С нарушением перво­начального равновесия саттвы, раджаса и тамаса начинается процесс их взаимодействия. Это и есть начало творения. В каждом аспекте творения обязательно присутствие всех трех гун, поскольку одновременно с творением начинается процесс эволюции, и это требует наличия двух сил, противо­действующих друг другу, и одной, которая дополняла бы обе эти силы.

Саттва и тамас противостоят друг другу, а раджас — сила, которая дополняет и ту, и другую. Тамас уничтожает достигнутое состояние. Саттва создает новое состояние в недрах разрушающегося старого. Таким об­разом, через одновременно протекающий процесс созидания и разруше­ния движется процесс эволюции. Сила раджаса играет необходимую, но нейтральную роль в созидании и разрушении; она поддерживает связь между силами саттвы и тамаса. Итак, для любого состояния проявленной жизни необходимы все три гуны.

“Четырехкратный порядок”: по законам математики, три гуны могут вступать друг с другом в следующие шесть сочетаний:

  1. Саттва преобладает, раджас играет второстепенную роль;
  2. Саттва преобладает, тамас играет второстепенную роль;
  3. Раджас преобладает, саттва играет второстепенную роль;
  4. Раджас преобладает, тамас играет второстепенную роль;
  5. Тамас преобладает, саттва играет второстепенную роль;
  6. Тамас преобладает, раджас играет второстепенную роль.

Сочетания 2 и 5 невозможны из-за противоположной природы саттвы и тамаса. Следовательно, имеется только четыре возможных сочетания трех гун.

Это и есть четырехкратный порядок в творении. Каждый вид, будь то растение, животное или человек, подразделяется на четыре категории в соответствии с четырьмя сочетаниями гун, определяющих естественный образ действий каждой категории.

“He-деятель”: деятельность во всех областях жизни обусловлена тремя Гунами’. Конечное универсальное Бытие — это основа гун; таким образом сказано, что “Я” непроявленного вездесущего неизменного Бытия есть Творец. Он — Творец, и в то же время, вечно пребывая в Своем соб­ственном Бытии, Он не вовлечен, Он — “не-деятель”2.

Пример поможет лучше пояснить эту мысль. Ионы кислорода и во­дорода, соединяясь, создают свойства воды. Вода замерзает, и в результате возникают свойства льда. В этих различных состояниях — газа, жидкости и твердого тела — основные элементы, а именно кислород и водород, остаются неизменными. Поскольку они являются основным материалом, из которого образуются газ, вода и лед, можно сказать, что кислород и водород создали эти различные субстанции. Но поскольку на всех этих разнообразных стадиях кислород и водород остаются тождественными себе, их можно считать не-действующими. Именно таково состояние ко­нечного Бытия. Как основа всего сущего оно и есть “автор”, а как вечно не меняющееся оно и есть “не-деятель” и “неизменное”.

Когда Господь говорит: “знай Меня как не-деятеля”, Он просит Ар-джуну вывести свой ум в трансцендентальное состояние сознания, за пределы поля трех гун, и получить непосредственное знание источника творения, самому убедиться в том, что абсолютная тишина — это твор­ческая энергия и разум вечного Бытия, первоисточник всякой творческой энергии и разума в относительном поле.

В этом стихе Господь провозглашает Себя автором творения и в то же время заявляет о Своей абсолютной неизменной природе. Будучи всемогущим. Он способен сохранять Свой статус невовлеченного даже в процессе сотворения. Следующий стих далее проясняет эту мысль.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

В тексте говорится о том, что всё в творении подчинено законам трёх гун — саттвы, раджаса и тамаса — и их сочетаний. Господь создал четырехкратный порядок в творении, который определяет естественный образ действий каждой категории существ. Все гуны являются необходимыми, но Господь просит Арджуну выйти за пределы поля трёх гун и получить непосредственное знание источника творения. Он также говорит о себе как об авторе, но в то же время как о не-деятеле и неизменном. В тексте описывается, какой порядок был создан Господом, и как силы саттвы, раджаса и тамаса взаимодействуют друг с другом. Каждый вид существ подразделяется на четыре категории в соответствии с четырьмя сочетаниями гун. Также приводится пример с ионами кислорода и водорода, чтобы лучше объяснить идею о не-деятельности конечного Бытия.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты