TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.17

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.17

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.17

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 4.17

Поистине, следует понять действие, следует также понять и неверное действие, и бездействие нужно понять. Непостижим ход действия.

“Действие”: чтобы понять действие, необходимо знать различные со­стояния сознания действующего, ибо характер действия главным образом зависит от уровня сознания того, кто его совершает. Вот возможные состояния сознания: бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон, трансцендентальное сознание, космическое сознание и сознание Бога.

Под действием здесь понимается верное действие, оказывающее жизненоподдерживающее влияние на действующего и на все творение, действие, которое способствует эволюции индивидуума и в то же время служит космической цели. Такое действие возможно только при полной гармонии ума человека с трансцендентным Бытием, лежащим в основе всего су­щего, всей жизни и всех законов природы. Такая гармония присуща космическому сознанию. Сознание Бога — это другое состояние, в ко­тором такие действия совершаются автоматически. В состоянии косми­ческого сознания человек, утвердившийся в космической жизни, совер­шает действия как индивидуум; в состоянии сознания Бога деятельность индивидуума, озаренная светом Бога, проходит на уровне, соответствую­щем уровню космической деятельности. Во всех своих действиях человек живет вечным Единством жизни.

“Непостижим ход действия”: естественная деятельность человека в трех относительных состояниях сознания — бодрствовании, сне со сно­видениями и глубоком сне — управляема дхармой его уровня эволюции. Дхарма различается на различных уровнях эволюции. Более того, даже на одном и том же уровне, в зависимости от конкретных обстоятельств и сфер жизни, дхарма может быть различной. На все эти различия на­кладывается дополнительная сложность, состоящая в том, что в каждом случае дхарма соотносится не только с деятельностью в аспекте влияния последней на индивидуума, но и в аспекте ее воздействия на семью, общество, нацию и весь мир. Каждая мысль, слово или действие вызывают волны влияния в атмосфере. Эти волны распространяются в пространстве, и все в творении испытывает на себе их воздействие. С чем бы они ни столкнулись, это приводит к некоторому результату. При огромном мно­гообразии и бесконечности творения знать результат воздействия отдель­ной мысли на любой отдельный предмет просто невозможно. Эта слож­ность выходит за пределы возможного понимания. Отсюда слова Господа о “непостижимости хода действия”.

Существует много видов “неверного действия”: действия, которые причиняют их исполнителю вред в настоящем или будущем; действия безуспешные; действия, препятствующие эволюции; действия, ведущие к разрушению; действия, привязывающие исполнителя к круговороту рож­дения и смерти; действия, пагубно влияющие на среду и окружающих;

действия, противоречащие законам природы. Иначе говоря, даже поле неверного действия оказывается “непостижимым”.

Такие неверные действия возможны, пока действующий находится в состоянии неведения относительно своей дхармы, пока он не осознал сущностную природу своего “я”, природу деятельности и природу Бога, и пока бодрствующее состояние его сознания не получило поддержки трансцендентального чистого сознания.

“Бездействие”: отсутствие деятельности. Глубокий сон — это пример состояния бездействия, однако это не единственное такое состояние. Со­стояние бездействия оказывается присущим и трансцендентальному со­знанию. Более того, бездействие — это необходимая составляющая кос­мического сознания и также сознания Бога, ‘наивысшего состояния человеческой эволюции. С одной стороны, бездействие — это инертность глубокого сна, а с другой стороны, оно становится основой живой Ре­альности целого космоса. Вот в чем смысл слов Господа о том, что “и бездействие нужно понять”. Следовательно, непостижимо не только дей­ствие, но и бездействие.

“Поистине”: этим словом Господь подчеркивает важность знания о действии. Жить значит действовать — никому не избежать деятельности. А поскольку это так, то мудро знать не только то, что человек собирается сделать, но и где это в результате завершится.

Интересно непосредственно наблюдать за тем, как Господь, признав непостижимость хода действия и в то же время подчеркнув, что его нужно понять, умело проводит тонкую линию между этими противопо­ложными фактами. Мудрость требовала того, чтобы для оправдания упот­ребления слова “непостижимый” Господь не погружался в исследование хода действия. С другой стороны, слово “поистине” требует того, чтобы, к какому бы методу Он ни прибегнул, будь то детальный разбор или отказ от него, знание о действии было изложено. Господь избирает метод обучения, благодаря которому, не обладая знанием всего поля действия, можно воспользоваться всеми преимуществами, которые могло бы даро­вать такое знание. Он раскрывает искусство действия, благодаря которому, не утруждая себя приобретением знания о действии, можно наслаждаться благами, которые такое знание может дать. Это искусство действия по­добно искусству садовника, который, поливая корни, заставляет сок под­ниматься к каждой части дерева, и при этом он не должен знать что-либо о механизме движения сока.

Таково чудо совершенства этой беседы. Господь сказал, что знание действия необходимо, и все же, поскольку ход действия непостижим, знание о нем не может быть полным. В связи с этим Он знакомит Арджуну со способом, который, избавляя от необходимости приобретения этого знания, дает те же результаты, что и само это знание. Все дело в том, что цель учения Господа не знание как таковое: его единственная цель — произвести особенный эффект в практической жизни. Важен результат, а не знание. Таково обоснование Йога Шастры, в высшей степени практической философии Божественного Единения. Его цель — дать практическую мудрость, благодаря которой любой человек может естественным путем достигнуть высшего блага жизни через свою дея­тельность.

Следующие стихи разъясняют это учение.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

В стихе 4.17 говорится о том, что для понимания действия необходимо знать состояние сознания действующего, а также понимать неверное действие и бездействие. Важно совершать верное действие, которое способствует эволюции индивидуума и служит космической цели. Дхарма различается на разных уровнях эволюции, и каждая мысль, слово или действие вызывают волны влияния в атмосфере. Неверные действия возможны, пока действующий находится в состоянии неведения относительно своей дхармы. Бездействие также является важной составляющей космического сознания и сознания Бога. Все это непостижимо для человеческого понимания.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты