TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.16

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.16

Краткое содержание

В этом тексте из Бхагавад-Гиты Господь Кришна говорит Арджуне о серьезности и последствиях действия и бездействия. Он объясняет, что незнание своей собственной природы как невовлеченной и не зависимой от деятельности приводит к страданиям и усложняет жизнь. Господь говорит, что даже мудрые озадачены проблемой различия между действием и бездействием. Весь диапазон действия не поддается постижению на уровне интеллектуального понимания. Однако, простое знание о том, что такое деятельность, может освободить человека от зла. В следующих пяти стихах Господь даст более подробное объяснение этого знания.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.16

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 4.16

Что есть действие, и что — бездействие? Даже мудрый озадачен этим. Я поведаю тебе о действии, зная о котором, ты будешь освобожден от зла.

В предыдущем стихе Господь доказал Арджуне необходимость дейст­вия; поэтому естественно, что в этом стихе Он намерен показать серь­езность и далеко идущие последствия действия, чтобы подготовить ум Арджуны к деталям того действия, которое будет полезно для него и избавит его от всякого “зла”.

Незнание своей собственной блаженной божественной природы как невовлеченной и не зависимой от деятельности не позволяет человеку преодолеть сковывающее влияние действия, усложняет его жизнь и при­чиняет ему страдания.

Господь говорит, что “даже мудрый озадачен” проблемой действия и бездействия. Мудр тот, кто понял, что действие происходит благодаря трем гунам и что сам он остается невовлеченным, ибо истинная его природа трансцендентальна. Но такого понимания, говорит Господь, недостаточно, так как даже мудрых эта проблема продолжает ставить в тупик.

“Мудрые” познали высшее “Я” как существующее отдельно от дея­тельности и благодаря этому достигли освобождения. Господь говорит, что даже мудрых смущает проблема различия между действием и без­действием. Достижение свободы от действия — это одно; достижение полного знания о действии и бездействии — это совершенно другое. В следующем стихе Господь скажет: “Непостижим ход действия”. Весь ди­апазон действия не поддается постижению на уровне интеллектуального понимания. Вот почему Господь говорит: “Даже мудрые озадачены этим”.

Вспомним, что в стихе 38 второй главы, просвещая Арджуну мудро­стью Санкхьи, Господь сказал: “Достигнув самообладания, …не совершишь греха”. В этом стихе Он говорит: “Я поведаю тебе о действии, зная о котором, ты будешь освобожден от зла”. Внимательное изучение этих двух высказываний открывает восходящую последовательность в изложе­нии учения Господа: с возрастанием способности ученика к восприятию учению придаются более тонкие и в то же время более простые формы. В стихе 38 проводилась мысль о том, что для достижения самообладания, которое может дать освобождение от греха, необходимо какое-то дейст­вие. А в этом стихе Господь показывает, что нет никакой надобности в действиях, что простым знанием о том, что такое деятельность, Арджуна будет освобожден от зла. С уровня действия учение переместилось на уровень знания. Вполне может быть, что по мере продвижения учения даже знание будет заменено более простым процессом на обычном чув­ственном уровне слуха или зрения. Такова методика обучения Санкхьи — ряд доводов в конце концов сведется к одному простому слову, которое произведет революцию во всем понимании жизни и раз и навсегда поднимет человека до состояния вечной свободы от пут.

Интересно также заметить, что два предыдущих стиха провозгласили освобождение от оков посредством знания невовлеченной природы транс­цендентного Господа, тогда как данный стих обещает свободу даже через знание относительного поля, знание о деятельности и не-деятельности. Это знание излагается в следующих пяти стихах.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

В этом тексте из «Бхагавад-Гиты» Господь Кришна объясняет важность знания своей собственной природы и последствиях действия и бездействия. Он говорит, что незнание своей природы приводит к страданиям и усложняет жизнь. Даже мудрые люди озадачены проблемой различия между действием и бездействием. Однако, простое знание о деятельности может освободить человека от зла. Господь показывает серьезность и далеко идущие последствия действия, чтобы подготовить ум Арджуны к полезному для него действию. Он говорит, что даже мудрые смущаются проблемой различия между действием и бездействием. В следующих пяти стихах Господь даст более подробное объяснение этого знания.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты