TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.24

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.24

Краткое содержание

Данный текст описывает понятие Брахмана и его связь с действием в жизни просветленного человека. Автор утверждает, что на уровне сознания исполнителя все аспекты действия, включая жертвоприношение и возлияние, являются Брахманом. Устойчивость в Брахмане дает власть над действием и является осуществлением действия. Человек, укрепившийся в Брахмане благодаря действию, завершил вечное освобождение и уже никогда не выходит из этого состояния, оставаясь Брахманом без индивидуального тела.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.24

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 4.24

Брахман — это акт жертвоприношения. Брахман — возлияние, проливаемое Брахманом в огонь, который есть Брахман. Только к Брахману должен идти тот, кто укрепился в Брахмане благодаря действию.

Данный стих не учит тому, чтобы во время совершения ритуальной ягьи или какого-либо иного вида действия человек держался мысли, что все есть Брахман. Учение здесь касается значительно более глубоких уровней жизни, чем поверхностный уровень мышления и создания на­строений.

В предыдущем стихе говорилось: “Кто действует ради ягьи, его дей­ствие прекращается совсем”. Смысл этих слов разъясняется и в данном стихе, рассматривающем разные аспекты действия, совершенного про­светленным человеком. В стихе говорится о таком состоянии сознания, которое обнаруживает единство существования во всем многообразии действия.

Здесь и в следующих стихах Господь перечисляет различные аспекты действия, именуемого ягьей, и говорит, что все аспекты — Брахман. Heсомненно, жертвоприношение есть жертвоприношение, возлияние есть возлияние, огонь есть огонь, и исполнитель есть исполнитель: на уровне относительной жизни преобладает двойственность. Все есть Брахман на уровне сознания исполнителя, который утвердился в космическом созна­нии1. То, что было сказано в стихах с 19 по 23, ведет к заключению, что просветленный человек, утвердившийся в сознании-блаженстве на все времена, независимо от того, что его ум и чувства заняты действием, сосредоточен на Брахмане, тогда как в то же самое время все, что действие влечет за собой, протекает естественно на уровне чувств2 и при посредстве гун3. Когда ум пронизан Бытием, тогда никакая мысль, слово или действие, не могут вывести ум из Бытия. Это состояние космического сознания4. Цель данного стиха — ясно описать отношение действия к космическому сознанию, в котором все действия составляют неотъемлемую часть этого сознания и, таким образом, воспринимаются как само это сознание, не что иное, как Брахман.

Стих также подразумевает, что устойчивость в Брахмане составляет власть над действием и в то же время является осуществлением действия.

Господь говорит о ягье, чтобы объяснить, что различные стороны действия, а также разные способы его выполнения никоим образом не связывают просветленного человека. Всегда пребывающий в состоянии чистого сознания, или вечного Бытия, он просто молчаливый и непороч­ный свидетель того, что происходит благодаря ему; он — средство, с помощью которого природа осуществляет цели эволюции. Его действия — это ответ на потребности времени. Вполне естественно он совершает действия, результат которых — любые виды блага.

“Только к Брахману должен идти тот”: Брахман — это Реальность, которая охватывает и относительное, и абсолютное поля жизни. Достигнув состояния Брахмана, человек поднялся до конечной Реальности сущест­вования. В этом состоянии просветления он завершил вечное освобож­дение, и, однажды поднявшись до этого состояния, человек уже никогда не выходит из него. Вот почему Господь говорит: “Только к Брахману должен идти тот, кто укрепился в Брахмане благодаря действию”.

Выражение “должен идти” не значит, что, покидая тело, человек от­правляется в какое-то другое место. Смысл слова “идти” в данном кон­тексте нужно понимать следующим образом: с разрушением тела реали­зовавшийся человек более не обнаруживает себя как индивидуум, а о том, кого нельзя обнаружить, обычно говорят как об ушедшем. Куда же тогда он ушел? Чтобы объяснить его положение с точки зрения ухода, должно сказать, что он ушел к Брахману; но на самом деле не существует самого вопроса ухода для того, кто уже “укрепился в Брахмане”, кто поднялся до вездесущей Реальности. Он остается тем, чем он был — Брахманом, — но без индивидуального тела.

“Кто укрепился в Брахмане благодаря действию”: человек поднимается

до состояния Брахмана в космическом сознании, где никакая, даже энер­гичная, деятельность не способна вывести человека из Бытия. Это состо­яние устойчивости в Брахмане достигается благодаря деятельности, со­вершаемой после достижения состояния Бытия посредством деятельности медитации — внутренней деятельности медитации, сменяющейся внешней деятельностью повседневной жизни. Отсюда ясно, что “благодаря дейст­вию” человек “укрепляется в Брахмане”. Таким образом, данный стих не только описывает состояние Брахмана, но и указывает прямой путь к его достижению.

Назад | Оглавление | Вперед

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты