Краткое содержание
Этот текст содержит комментарий к стиху 4.19 из Бхагавад-Гиты. В нем рассказывается о качествах действий просветленного человека, который выполняет действия без привязанности к желаниям и не зависит от их плодов. Он остается свободным от сковывающего влияния действия благодаря знанию об обособленности высшего «Я» от поля деятельности. Это состояние непривязанности более совершенно, чем описанное в предыдущем стихе, и достигается углублением практики Трансцендентальной Медитации.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.19
Тот, чье каждое дело свободно от желания и его побудительного мотива, чье действие сожжено в огне знания, Его познавшие Реальность называют мудрым.
Этот стих развивает мысль предыдущего стиха. Чтобы в действии увидеть бездействие, необходимо предпринять действие, но остаться при этом внутренне свободным от желания. Внутреннее состояние “свободы от желания” — это поле “бездействия”. Вот каким образом тот, “чье каждое дело свободно от желания”, “в действии видит бездействие” (стих 18).
Господь упоминает особые качества действия просветленного человека. Безусловно, действие должно иметь стимул и эффективное начало, но “мудрый” человек побуждаем личной привязанностью в начале действия не более, чем в процессе действия или по его завершении. Он равно не зависит от плодов действия. Таким образом, он и вовлечен, и не вовлечен в круг действия. Вот почему Господь говорит: “чье действие сожжено в огне знания, познавшие Реальность зовут мудрым”.
Реализовавшийся человек предпринимает действия, но, благодаря знанию об обособленности высшего “Я” от поля деятельности, он остается свободным от сковывающего влияния действия. Это знание здесь сравнивается с сияющим пламенем, которое сжигает все его действие, иначе говоря, полностью освобождает это действие от сковывающего влияния самого действия или его плодов.
“Дело свободно от желания”: обычно человек начинает действовать только тогда, когда у него появляется желание действовать. Уровень, на котором желание оценивается, различается в соответствии с уровнем развития сознательного ума индивидуума. Люди, обладающие более чистым умом, способны оценить мысль или желание на значительно более тонком уровне в процессе мышления. Следует понять, что мысль возникает на самом глубоком уровне сознания и превращается в желание, когда она достигает сознательного уровня ума.
Человек, для которого уровень трансцендентального сознания стал уровнем сознательного ума, оценивает мысль в самом ее зародыше, еще до того, как она превратится в желание. Его мысль воплощается в действие, не выражая себя в желании. Это объясняет, каким образом человек, сумевший привести свой ум в гармонию с трансцендентальным сознанием, достигает того, что “каждое дело свободно от желания”.
Это состояние непривязанности более совершенно, чем описанное в предыдущем стихе, когда человек видит бездействие в действии и действие — в бездействии. С углублением практики Трансцендентальной Медитации, Бытие прочно устанавливается в природе ума и человек начинает ощущать себя обособленным от деятельности. И тогда деятельность обнаруживается на спокойном уровне внутреннего осознания. Так, естественно, человек начинает одновременно воспринимать и тишину, и деятельность.
С дальнейшим углублением практики медитации тишина Бытия оказывается доступной восприятию даже в начале деятельности, что создает естественную ситуацию для того, чтобы каждое действие было “свободно от желания и его побудительного мотива”. Следует заметить, что начало действия занимает ум более глубоко, чем действие в развитии. Вот почему поначалу высшее “Я” ощущается как невовлеченное только в процессе действия, и лишь в результате достаточно углубленной практики Оно начинает восприниматься как невовлеченное уже в самом начале действия. Итак, по мере проникновения Бытия в природу ума, создается естественная ситуация, при которой “каждое дело” совершается на уровне тишины Бытия, сущностная природа которого есть сознание-блаженство. Это сознание-блаженство обеспечивает уровень вечного удовлетворения, на основе которого “каждое дело свободно от желания и его побудительного мотива”.
На этом этапе врастания Бытия в природу ума человек ощущает себя непривязанным к действию как в его начале, так и на протяжении всего процесса действия. Но поскольку всякое начатое действие доводится до конца, цель действия занимает ум больше, нежели его начало или развитие, поэтому непривязанность к плодам действия требует более глубокой пронизанности природы ума Бытием. Ко времени достижения космического сознания человек полностью “отбрасывает привязанность к плоду действия” (стих 20). Это состояние, самое совершенное состояние непривязанности, в итоге находит свое осуществление в сознании Бога, в котором “ты увидишь все существа в своем “Я”, а также во Мне” (стих 35).
Всякое действие зависит от состояния сознания того, кто его совершает. Вследствие этого, если желательно, чтобы все действия обладали определенными свойствами, необходимо создать такое состояние сознания, которое сделало бы возможным появление этих свойств.
Очень важным в этом контексте является слово “каждое”. Под ним подразумевается весь спектр сенсорной и мыслительной деятельности. Иначе говоря, состояние сознания должно быть таким, чтобы любое действие, предпринятое человеком, было естественно свободно от желания и его побудительного мотива. Такое состояние сознания можно найти в космическом сознании и сознании Бога.
Человек, для которого уровень трансцендентального сознания стал уровнем сознательного ума, достиг космического сознания, и в этом состоянии он ощущает Бытие как существующее отдельно от действия. Этот опыт создает естественное условие, при котором на поверхности оказывается действие, а внутри — состояние бездействия. Желание — это связующее звено между действующим действием. Но когда между действующим и действием устанавливается естественное состояние раздельности, между ними не существует связи. В такой ситуации между действующим и его действием нет места для желания. Вот в каком смысле возможна полная свобода “каждого” дела от желания.
“Свободно… от его побудительного мотива”: чтобы понять, что такое побудительный мотив желания, мы должны проанализировать процесс возникновения желания.
Опыт — это результат воздействия объектов на соответствующие органы чувств и возникновения в нашем уме впечатлений. Импульс этого нового впечатления резонирует с уже присутствующим в уме впечатлением подобного опыта в прошлом и присоединяется к нему. Их соединение создает импульс на самом глубоком уровне сознания, который хранит все впечатления прошлого опыта. Развиваясь и выходя на сознательный уровень ума, этот импульс начинает восприниматься как мысль. Находя отклик в чувствах, эта мысль создает желание и побуждает чувства к действию. В принципе, побудительный мотив желания заключается в ощущении нехватки. В состоянии космического сознания, в котором человек находит вечное удовлетворение в себе самом и воспринимает поле деятельности как естественно отделенное от него, высшее “Я” является самодостаточным — Оно не может испытывать потребности в чем-либо.
Следовательно, в этом состоянии любое дело свободно от побудительного мотива желания.
Тогда может возникнуть вопрос: “Что же побуждает к действию человека, пребывающего в таком состоянии?” Стимул действия в этом случае — это всемогущая сила Природы, которая является причиной всеохватывающей и непрерывной деятельности созидания и эволюции во всем космосе.
Бытие составляет основу природы.
Когда ум приходит в полную гармонию с Бытием, он обретает самый статус Бытия и таким образом сам становится основой всякой деятельности в природе. Природные законы начинают поддерживать импульсы такого ума: он как бы сливается в одно со всеми законами природы. Желание такого ума становится потребностью природы, иными словами, потребности природы становятся мотивом такой деятельности.
Высшее “Я” не имеет более никакого отношения к “желанию и его побудительному мотиву”. Так “каждое дело” может стать естественно “свободным от желания и его побудительного мотива”.
Мы должны помнить, что развитие такого уровня сознания происходит благодаря присутствию Бытия на уровне сознательного, или поверхностного, ума. Нет никакого способа развить его посредством какого-либо процесса мышления или понимания. Цель этого стиха — дать объяснение этого состояния, а не указать путь к его достижению. Было бы неправильным вообразить, что пытаясь устранить желание и сократить свои потребности, дабы уменьшить побудительный мотив желания, человек может достичь того естественного состояния непривязанности, которое делает человека “мудрым” в глазах познавших Реальность.
“Огонь знания”: осознание Бытия отделенным от поля действия. Действия такого просветленного человека, таким образом, не его действия; это действия трех гун (III, 28). Он остается непривязанным, удовлетворенным (IV, 20), сердцем и умом и дисциплинированным (21), вне парных противоположностей (22) и освобожденным (23).
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Этот текст комментирует стих 4.19 из Бхагавад-Гиты и рассказывает о качествах действий просветленного человека, который не привязан к желаниям и не зависит от плодов своих действий. Он остается свободным благодаря знанию об обособленности высшего «Я» от поля деятельности. Это состояние непривязанности более совершенно, чем описанное в предыдущем стихе, и достигается углублением практики Трансцендентальной Медитации. Реализовавшийся человек предпринимает действия, но остается свободным от их плодов благодаря знанию. Внутреннее состояние «свободы от желания» позволяет ему видеть бездействие в действии.