Краткое содержание
В стихе 4.39 упоминается, что знание может быть обретено только верующим, целеустремленным и тем, кто подчинил свои чувства. Для того, чтобы подняться от бодрствующего состояния к сознанию Бога, человек должен пройти через состояния трансцендентального сознания и космического сознания. Вера является необходимой предпосылкой для знания и она имеет три области: вера в себя, вера в учителя и вера в Бога. Медитация помогает уму достичь трансцендентального сознания и расти в вере, а естественная и гармоничная деятельность вливает в ум трансцендентальную божественную природу. Таким путем Самосознание растет до космического сознания и в конечном итоге достигает своего осуществления в сознании Бога.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.39
Тот обретает знание, кто имеет веру, целеустремлен и подчинил чувства. Достигнув знания, быстро приходит он к высшему покою.
“Знание” — осознание Единства посреди многообразия жизни. Когда это осознание стало полным, говорят о сознании Бога.
Чтобы подняться от бодрствующего состояния сознания к сознанию Бога, человек должен пройти через состояния трансцендентального сознания и космического сознания. В последовательности развития, одно состояние ведет к другому в следующем порядке: бодрствующее, трансцендентальное, космическое и сознание Бога. Эти виды сознания так же отличаются друг от друга, как очки разных цветов, через которые то же изображение видится по-разному. Когда тот же объект познается в различных состояниях сознания, его качества оцениваются по-разному. Жизнь воспринимается по-разному на каждом из различных уровней сознания.
По мере того, как ум проходит через все эти состояния, ему приходится испытывать разнообразные новые ощущения, которые, в отсутствие веры, легко могут быть превратно поняты на любом этапе. Поэтому Господь упоминает веру как необходимую предпосылку знания.
Есть три области веры: вера в себя, вера в учителя и вера в Бога. Вера в себя необходима, чтобы человек не начал сомневаться в своем собственном опыте. Вера в учителя дает возможность принять основы учения; если в отсутствие веры отвергаются основные принципы учения, человек не может ни извлечь какую-либо пользу из него, ни подтвердить его истинность, поскольку истинность учения может быть подтверждена только личным опытом, который возникает из практики, данной учителем. Вера в Бога защищает сердце и ум человека и гарантирует тот стабильный прогресс, который так важен в жизни ищущего.
Вера предоставляет спасительный якорь жизни не только для ищущего Истину, но для любого человека. Она нужна для любого свершения в жизни; и для большего свершения она нужна в большей мере; для конечного осуществления в сознании Бога нужна величайшая вера.
Медитация — это процесс, который привносит возрастающее очарование с каждым шагом по пути к Трансцендентному. Переживание этого очарования заставляет веру расти. Более того, регулярная практика медитации привносит в жизнь великое благо гармонии и радости; это также помогает сердцу и уму расти в вере и поддерживает в человеке “целеустремленность” на пути к просветлению, и таким образом, стабильность, обретенную на этом пути. Деятельность чувств также становится гармоничной и естественной. Следовательно, когда человек начинает практику Трансцендентальной Медитации, он выполняет условия, необходимые для просветления.
Первого луча восходящего солнца достаточно, чтобы рассеять тьму ночи, и все же требуется время, чтобы солнце полностью встало. Благодаря медитации ум быстро достигает трансцендентального сознания и просветляется первым лучом Божественного; и все-таки, чтобы позволить этому трансцендентальному божественному сознанию сиять при всех возможных обстоятельствах, при бодрствовании, в сновидениях и в глубоком сне, регулярная практика медитации абсолютно обязательна.
Медитация ведет ум к трансцендентальному Самосознанию, а естественная и гармоничная деятельность вливает в ум трансцендентальную божественную природу, где она не утрачивается, даже когда ум занят в поле активности. Таким путем Самосознание растет до космического сознания — Атмананда — в Брахмананду, савикальпа самадхи — в нирвикальпа — и, в конечном итоге, это состояние Йоги, космическое сознание, достигает своего осуществления в сознании Бога; первый луч просветления достигает своего полного сияния.
Этот стих подчеркивает потребность человека быть “целеустремленным” и в дополнение к вере иметь естественную гармоничную деятельность чувств и ума. Все это, гармонично соединенное, помогает выработать преданность, высшее качество ищущего, с помощью которого он завершает последний этап своей эволюции. Все вместе взятое создает обстановку для раскрытия высшей Реальности в ее всеобъемлющей природе, поднимая ограниченный статус индивидуума до безграничного статуса космического сознания и, в итоге, до того Единства жизни в сознании Бога, которое дает вечное удовлетворение уму и сердцу. Достигнув этого, человек со временем обретает знание1, благодаря которому он становится свободным от сомнения или заблуждения2. Это состояние “высшего покоя”, где сердце покоится в вечной удовлетворенности и ум наполнен Единством жизни; где нет и следа двойственности, и поэтому покой неизменен.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В данном тексте описывается путь, который необходимо пройти человеку, чтобы подняться от бодрствующего состояния к сознанию Бога. Для этого необходимо пройти через состояния трансцендентального сознания и космического сознания. Вера является необходимой предпосылкой для знания и она имеет три области: вера в себя, вера в учителя и вера в Бога. Медитация помогает уму достичь трансцендентального сознания и расти в вере, а естественная и гармоничная деятельность вливает в ум трансцендентальную божественную природу. Таким путем Самосознание растет до космического сознания и в конечном итоге достигает своего осуществления в сознании Бога.