Краткое содержание
В этом тексте описывается, что до тех пор, пока трансцендентальное сознание не станет постоянным в состоянии космического сознания, состояние Единения является незрелым. Для достижения этого состояния необходимо обратиться к Йоге, который здесь означает Карма Йогу. Господь побуждает Арджуну достичь трансцендентального сознания и заняться деятельностью, что освободит его от всех сомнений, порожденных неведением и укоренившихся в сердце. Учение заключается в том, что необходим опыт Бытия, чтобы ясно понять отделенность Бытия от деятельности, и заниматься практикой Карма Йоги. Таким образом, в Упанишаде славной Бхагавад-Гиты заканчивается четвертая глава, озаглавленная “Йога Знания об Отречении от Действия”.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.42
Поэтому, разрубив на куски мечом знания эти твои сомнения, порожденные неведением и укоренившиеся в сердце, обратись к Йоге. Восстань, О Бхарата!
Состояние Единения является полным даже в трансцендентальном сознании. Но оно не считается зрелым состоянием Единения, пока трансцендентальное сознание не стало постоянным в состоянии космического сознания. Таким образом, мы обнаруживаем, что Единение, обретенное в состоянии трансцендентального сознания, достигает зрелости в космическом сознании, которое, в свою очередь, находит осуществление в сознании Бога.
“Йога” здесь снова означает Карма Йога, которая требует, чтобы человек достиг трансцендентального сознания и занимался деятельностью. Когда самадхи, состояние Йоги, начинает переживаться, ничего больше не нужно делать для полного просветления — для космического сознания, или дживан-мукти — кроме регулярной практики самадхи, чередующейся с нормальной деятельностью в практической жизни. По этой причине Господь побуждает Арджуну “обратиться к Йоге”, достичь трансцендентального сознания и заняться деятельностью. Это, говорит Он, освободит Арджуну от всех сомнений. Господь доводит до Арджуны, что все несчастья — от незнания о состоянии отделенности Бытия от деятельности.
“Меч знания”: подобно тому, как клинок меча способен разрубить все, что ему попадется, так и состояние знания, осознание Бытия как отделенного от деятельности, разрубает на куски все сомнения в истинной природе жизни и деятельности. Пока не настанет рассвет этого знания, сомнения определенно останутся. Все сомнения происходят от “неведения” этой Реальности, говорит Господь.
“Порожденные неведением и укоренившиеся в сердце”: сомнения, порожденные неведением, должны бы принадлежать уму, но Господь говорит: “укоренившиеся в сердце”. Сердце связано с переживанием, а ум—с пониманием. Когда Господь говорит о сомнении как “укоренившемся в сердце”, Он имеет в виду, что, хотя сомнение и находится в уме, его корни — в сердце, лишенном опыта Бытия, опыта Бытия как отделенного от деятельности.
Учение в том, что необходим опыт Бытия, чтобы ясно понять отделенность Бытия от деятельности; так просветленный, человек должен исполнять свой долг.
Необходимо подчеркнуть, что состояние самоотречения не исключительно ни для Карма Йоги, ни для Санкхьи. Это состояние, которое развивается на обоих путях. Следует ли человек путем Карма Йоги, практики Трансцендентальной Медитации, дополненной физической активностью, или путем Санкхьи, практики Трансцендентальной Медитации, дополненной умственной деятельностью созерцания, он непременно придет к переживанию состояния самоотречения.
Вот существо учения этой главы: устрани все сомнения относительно Реальности посредством знания Санкхьи и займись практикой Карма Йоги.
Так, в Упанишаде славной Бхагавад-Гиты, в Науке Абсолюта, в Священном Писании Йоги, в диалоге Господа Кришны и Арджуны, заканчивается четвертая глава, озаглавленная “Йога Знания об Отречении от Действия”.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В данном тексте описывается, что состояние Единства не является зрелым, пока трансцендентальное сознание не станет постоянным в состоянии космического сознания, которое находит осуществление в сознании Бога. Для достижения этого состояния необходимо обратиться к Йоге, который здесь означает Карма Йогу. Учение заключается в том, что необходим опыт Бытия, чтобы ясно понять отделенность Бытия от деятельности, и заниматься практикой Карма Йоги. Таким образом, в Упанишаде славной Бхагавад-Гиты заканчивается четвертая глава, озаглавленная “Йога Знания об Отречении от Действия”.