Краткое содержание
В этом тексте объединены Йога и Санкхью в их общей цели абсолютной чистоты и вечного освобождения. Слова “интеллект” и “существо” очень значимы, как и последовательность, в которой они употреблены. Это учит, что когда интеллект укоренился в Том, все существо человека становится “утвердившимся в Том”. Господь показывает, что пока интеллект и все существо человека в целом не утвердится в трансцендентной Реальности, они не чисты; они остаются в сфере временного существования, не связанные с состоянием вечной свободы, откуда “нет возврата”.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.17
Их интеллект укоренился в Том, их существо утвердилось в Том, сосредоточенные на Том, всецело преданные Тому, мудростью очистившиеся от всякой нечистоты, они приходят к состоянию, из которого нет возврата.
Этот стих объединяет Йогу и Санкхью в их общей цели абсолютной чистоты и вечного освобождения. Он подтверждает истину стихов 4 и 5, которые заявили тему этой главы.
Слова “интеллект” и “существо” очень значимы, как и последовательность, в которой они употреблены. Это учит, что когда интеллект укоренился в Том, все существо человека становится “утвердившимся в Том”. Более того, когда в течение медитации интеллект становится “укоренившимся в Том”, выйдя из Трансцендентного, он остается “сосредоточенным на Том”. Когда интеллект становится “сосредоточенным на Том”, существо человека становится “всецело преданным Тому”.
Слово “существо” было избрано здесь, чтобы перевести санскритское слово “атман”, которое по-разному употребляется, чтобы обозначить высшее “Я”, “интеллект”, “ум”, “дыхание” и “тело”. Поэтому выражение “существо” становится “всецело преданным Тому” означает, что ум, дыхание и тело — все становится сориентированным1 на “То”.
Господь показывает, что пока интеллект и все существо человека в целом не утвердится в трансцендентной Реальности, они не чисты; они остаются в сфере временного существования, не связанные с состоянием вечной свободы, откуда “нет возврата”. Пока трансцендентная абсолютная фаза жизни не осознана, масштаб индивидуальной фазы жизни остается незначительным и ее цель не осуществляется; зависимость продолжается, и цикл рождения и смерти нескончаем.
Этот стих разъясняет, что чистота жизни, которая является основой всякого успеха в миру и в то же время основой вечной свободы, достигается мудростью — постижением Трансцендентного. Он также утверждает принцип, что, пока человек не упрочил это абсолютное состояние чистоты в своей жизни, поднявшись до состояния космического сознания, всегда может быть возможность, что он спустится на более низкий уровень жизни. Это значит, что до тех пор, пока трансцендентальное сознание не стало постоянным, эффект утренней медитации не сохраняется в своей полной силе на протяжении дня. С каждым часом сила воздействия уменьшается и вместе с этим уровень чистоты жизни падает, пока его не восстановит вечерняя медитация.
“Быть без трех гун”, как объяснялось Господом в стихе 45 второй главы — это ключ к реализации учения этого стиха в повседневной жизни.
Жизнь обретает свою цель в состоянии вечной свободы Трансцендентного, о котором здесь говорится как о “Том”; Самом Знании’. Употребление слова “То” проясняет, что цель жизни не лежит в сфере феноменального существования; она лежит за его пределами. Настоящая жизнь не это, к чему обычно относятся как к жизни; за пределами этого находится Та Реальность жизни. Это учение о жизни с точки зрения отречения.
Упанишады провозглашают: “Тат твам аси”, “То ты есть”, подразумевая, что та очевидная фаза феноменального существования, которую вы принимаете за свое “я”, не ваша истинная природа — вы, на самом деле, Та трансцендентная Реальность.
“Мудростью очистившийся от всякой нечистоты”: отсылает к стихам 35—38 главы четвертой.
“Из которого нет возврата”: до тех пор, пока “я” не укрепилось в вечности жизни, пока ум не достиг постоянно абсолютной чистоты в трансцендентальном сознании, жизнь остается в пределах относительного поля существования. В этой ситуации цикл рождения и смерти продолжается в пределах различных слоев эволюции жизни2. Когда человек достиг космического сознания, жизнь выходит за пределы сферы рождения и смерти. Ибо будучи вечной, она неизменна; она не может принимать участия в перемене. Следует ясно отметить, что эта ситуация может создаться только во время жизни человека на земле. Именно как человек он поднимается до того “состояния, из которого нет возврата”. Путь к этому заключается в принципе, описанном в стихе 4 второй главы.
Следующий стих также касается выхода за пределы многообразия форм творения, и он отображает единство жизни повсюду. Он продолжает учение об отречении от этого, чтобы найти То.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В этом тексте объединены Йога и Санкхью в своей общей цели абсолютной чистоты и вечного освобождения. Господь показывает, что пока интеллект и все существо человека в целом не утвердятся в трансцендентной Реальности, они не чисты; они остаются в сфере временного существования, не связанные с состоянием вечной свободы, откуда «нет возврата». Жизнь обретает свою цель в состоянии вечной свободы Трансцендентного, о котором здесь говорится как о «Том»; Самом Знании. Учитывая это, ключом к реализации учения этого стиха в повседневной жизни является «быть без трех гун».