TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 5.16

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 5.16

Краткое содержание

В стихе 5.16 говорится о том, что мудрость уничтожает неведение и освещает трансцендентное Бытие, которое скрыто от человека невежеством. Употребление слова «то» вместо «это» указывает на то, что неведение далеко от человека и чуждо высшему «Я». Неведение уничтожается знанием, а не наоборот. Через непосредственный опыт человек может познать две разные области жизни — меняющуюся и неизменную. Жизнь в осознании этих областей позволяет человеку жить в мире и радости, а не в страдании.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 5.16

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 5.16

Но в тех, в ком то неведение разрушено мудростью, мудрость, подобно солнцу, освещает То, что трансцендентно.

“Неведение”: об отделенности внутреннего и внешнего аспектов жиз­ни, о Бытии как не вовлеченном в деятельность, об истиной природе “я” и мира, о постоянном и вечно меняющемся аспектах жизни, о природе свободы и пут.

“То неведение”: употребление слова “то”, а не “это” предает идею, что неведение далеко от человека. В своей природе оно чуждо высшему “Я”.

Изображая мудрость, разрушающую неведение, этот стих показывает, что разрушение неведения и освещение трансцендентного Бытия мудро­стью идут рука об руку. Солнце устраняет тьму и распространяет свет в то же самое время. Это указывает, что когда неведение было разрушено мудростью, ничего не нужно делать, чтобы познать Трансцендентное.

Оно вездесуще, скрытое только неведением, и когда эта завеса унич­тожена знанием, Оно воссияет в Своем собственном свете. Вот почему мудрость относится к природе Абсолюта, трансцендентного Бытия — муд­рость есть Абсолют; как провозгласили Упанишады: “прагьянам брахма”.

Этот стих проясняет, что неведение уничтожается обретением знания, а не что знание постигается уничтожением неведения. Поэтому ищущий не должен пытаться выйти из незнания; скорее ему следует пытаться получить знание через непосредственный опыт’.

Было бы интересно упомянуть здесь, что жизнь, которую неведение полагает за единое, анализом Санкхьи разрывается на два разных ком­понента — меняющийся и неизменный2. Они познаются как две разные области жизни на непосредственном опыте, благодаря Йоге3. Понимание, достигнутое благодаря Санкхье, подтверждается Йогой: когда в космиче­ском сознании человек начинает жить жизнью в состоянии, где высшее “Я” остается невовлеченным в деятельность4, тогда истинность учения Санкхьи становится значимой в практической жизни. Это позволяет че­ловеку жить в осознании того, что две фазы жизни, относительная и абсолютная, отделены друг от друга, и что даже в относительном поле грех и добродетель, вызывающие, соответственно, страдание и радость, возникают из привязанности “я” к деятельности, которая, в свою очередь, возникает из-за отсутствия знания.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

В стихе 5.16 говорится о том, что мудрость уничтожает неведение и освещает трансцендентное Бытие, которое скрыто от человека невежеством. Употребление слова «то» вместо «это» указывает на то, что неведение далеко от человека и чуждо высшему «Я». Неведение уничтожается знанием, а не наоборот. Через непосредственный опыт человек может познать две разные области жизни — меняющуюся и неизменную. Жизнь в осознании этих областей позволяет человеку жить в мире и радости, а не в страдании.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты