TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 5.26

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 5.26

Краткое содержание

В этом тексте приводится стих 5.26, который описывает человека, достигшего вечной свободы в божественном сознании. Он «дисциплинированный», освобожденный от желания и гнева, подчинивший свои мысли и осознавший высшее «Я». Такой человек находит вечную свободу повсюду. Данный стих показывает, что йога и санкхья равнозначны в достижении этой цели.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 5.26

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 5.26

Дисциплинированные люди, освобожденные от желания и гнева, подчинившие свои мысли и осознавшие высшее “Я”, находят вечную свободу в божественном сознании повсюду.

Следует заметить, что стих 24 обещает вечное освобождение через Йогу, что стих 25 обещает его через Санкхью, а этот стих толкует то же обещание вечного освобождения в смысле отречения. Последовательность этих трех стихов отражает последовательность тем третьей главы, чет­вертой и пятой. Таким образом Господь придает завершенность фило­софии отречения.

Этот стих описывает человека в вечной свободе. Он “дисциплиниро­ванный”, так как утвердился в знании Реальности, дающем ему ясное понимание состояния отречения, или разделенности, пролегающей между высшим “Я” и деятельностью. Достигая этого состояния, он освобожден от желания и гнева и подчинил свои мысли. Он осознал высшее “Я”, так как постоянно утвержден в чистом состоянии Бытия или Самосозна­нии, — он достиг космического сознания. Утвердившись таким образом в божественном сознании, он находит вечную свободу повсюду.

Состояние, описанное в этом стихе, выше, чем то, что описано в стихе 23, так как оно возникло из уничтожения грехов и устранения сомнений, определенных стихом 25.

Стих 23 явил счастливого человека в Единении с Божественным как того, “кто способен… противостоять возбуждению, порожденному жела­нием и гневом.” Это подразумевает, что для такого счастливого человека, соединенного с Божественным, все еще существует возможность воз­буждения желания и гнева, но что он будет способен противостоять этому возбуждению. Данный стих показывает, что те, кто “подчинил свои мысли и осознал высшее “Я”, освобождены от всякой возможности возбуждения желания и гнева, возникающего в них. Такие люди, осуществившие себя, живут в вечной свободе божественного сознания.

“Кто подчинил свои мысли”: подчиненная мысль — это мысль, нахо­дящаяся в гармонии с процессом эволюции мыслителя и всего, что вокруг него. Она в согласии со всеми законами природы. Когда, во время медитации, ум достигает состояния трансцендентального божественного сознания, он становится основой всех законов природы, управляющих процессом эволюции на каждом уровне мироздания. Выходя в область относительной жизни, его мысли естественно получают поддержку всех законов природы. Поэтому “подчинили свои мысли” значит переживая Бытие в повседневной жизни; это не означает “контролируя мысли”.

“Повсюду” значит в течение земной жизни, и в грядущей. Арджуне показывают, что для того, чтобы стать освобожденным, нет необходимости умирать, или оставлять тело. Если человек познал высшее “Я”, и умом безраздельно утвердился в Нем, если он воспринимает высшее “Я” как отделенное от деятельности, тогда, какие бы желания или гнев ни воз­никали, высшее “Я” остается невовлеченным и поэтому свободным от них. Вот как, когда ум дисциплинирован с точки зрения высшего “Я”, он остается безразличным ко всякой деятельности, даже к такой, как желание и гнев. Естественно, в таком состоянии человек освобожден в течение его жизни здесь, на земле, и впоследствии, после смерти.

Можно напомнить, что дисциплинированная жизнь, свобода от же­ланий и гнева, дисциплина мыслей и осознание высшего “Я” достига­ются и Йогой, и Санкхьей. Поэтому можно заключить из данного стиха,

что Йога и Санкхья равнозначны в том, что касается результатов. Этот вывод соответствует стихам 4 и 5, представляющим цель этой главы.

Этот стих, вместе с предыдущим, утверждает возможность божественной жизни в миру как благодаря практике Йоги, так и благодаря мудрости Санкхьи. В следующем стихе Господь переходит к точному описанию прак­тики, которая ведет человека к достижению этого состояния космического сознания (дживан-мукти) в течение его жизни. Это дополнит учение главы и обеспечит прочную основу для мудрости шестой главы.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

В данном тексте описывается стих 5.26, который описывает человека, достигшего вечной свободы в божественном сознании. Такой человек является «дисциплинированным», освобожденным от желания и гнева, подчинившим свои мысли и осознавшим высшее «Я». Он находит вечную свободу повсюду. Стих показывает, что йога и санкхья равнозначны в достижении этой цели. Также стоит отметить, что данный стих завершает философию отречения, описывая достижение божественного сознания и вечной свободы.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты