TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 5.14

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 5.14

Краткое содержание

Данный текст изучает отношения между деятелем, действием и его плодами. В стихе 5.14 утверждается, что Господь не создает авторство действия, ни действия существ, ни связи между деятелем, действием и его плодами. Это делает Природа. Существа создают свои собственные действия, а связь между плодом действия и деятелем создается природой. Жизнь имеет два аспекта — один неизменный и вечный, другой — вечно меняющийся и относительный, без какой-либо связи между ними. Авторство действий не принадлежит «я». «Я» в своей сущностной природе сотворено; оно принадлежит полю Абсолютного, тогда как действие, его плоды и взаимоотношения между деятелем и его действием принадлежат относительному полю, полю трех Гун.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 5.14

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 5.14

Господь не создает ни авторства действия, ни действия существ; ни связи не создает Он между деятелем, действием и его плодами. Природа выполняет это.

“Ни действия существ”: это разъясняет, что существа создают свои собственные действия.

“Ни связи не создает Он между деятелем, действием и его плодами”: учение заключается в том, что деятель сам создает связь между самим собой и своим действием, тогда как связь между плодом действия и деятелем создается природой.

“Природа выполняет это”: природа деятеля создает действие, и природа действия создает качество плода. Плод действия связан с деятелем природой деятеля и его действия.

Этот стих решительно утверждает абсолютную разделенность внутреннего божественного Бытия и внешнего поля действия. Он просвещает насчет состояния полного отречения, которое естественно существует между внутренними и внешними фазами жизни; ведь жизнь составляется из деятельности во внешней сфере одновременно со стабильностью Бытия внутри. В их сущностной природе не существует никакой1 связи между ними. Так же, как кокосовый орех имеет два разных аспекта — внешнее жесткое покрытие и внутреннее молоко, одно — твердое, другое — жид­кое, без какой-либо связи между ними, так и жизнь имеет два аспекта — один неизменный и вечный, другой — вечно меняющийся и относитель­ный, без какой-либо связи между ними.

Предыдущий стих объяснил, как обитатель тела не подвержен влиянию действия. В данном стихе Господь намеревается убедить Арджуну в истине, что действие и взаимоотношения “между деятелем, действием и его пло­дами” принадлежат исключительно относительной области жизни, они принадлежат Природе; они не имеют никакого касательства до абсолют­ного статуса Бытия2.

Цель созидания — распространение счастья. Три гуны, порожденные природой, отвечают за созидание и эволюцию; они отвечают за все многообразные категории — деятеля, действие и плоды. Только они лежат в основе и ответственны за созидание, сохранение и разрушение всего во вселенной, субъективных аспектов внутренней жизни и объективного аспекта внешнего мира.

Авторство действий, на самом деле, не принадлежит “я”. Ошибочно представлять “я” делаю это, “я” испытываю это и “я” знаю это. Все это в корне неверно. “Я” в своей сущностной природе сотворено; оно при­надлежит полю Абсолютного. Тогда как действие, его плоды и взаимо­отношения между деятелем и его действием принадлежат относительному полю, полю трех гун’. Поэтому всякое действие совершается тремя Гунами, порожденными природой. Приписывание авторства “я” есть лишь резуль­тат неведения об истинной природе “я” и действия.

Основная мысль учения Господа развивается замечательным образом. В главе второй стих 48 учил отказу от привязанности, и слава такого отказа от привязанности воспевалась в стихах 64 и 71. Идея отказа от привязанности вела к учению непривязанности в стихе 7 третьей главы. В той же главе стихи 17 и 18 объяснили, что непривязанность достигается постижением высшего “Я”. Стих 19 утверждал величие действия в этом состоянии непривязанности, достигнутом благодаря постижению высшего “Я”. Стих 25 дал новый поворот этой темы, вводя элемент естественного действия. Стих 26 превозносил естественное действие, соответствующее уровню эволюции человека. Стих 27 объяснил, что в действительности все действия совершаются природой, и что только заблуждающийся при­сваивает себе авторство действия; просветленный человек знает, что гуны взаимодействуют между собой, что вся область деятельности принадлежит полю трех гун и что высшее “Я” остается не вовлеченным в их деятель­ность. Стих 30 ввел элемент Бога, которому могут быть подчинены все действия трех гун как средство отделения поля деятельности от высшего “Я”. Стих 33 опроверг потребность в контроле, для того, чтобы вызвать такое подчинение действия Богу, и снова превознес действие, соответ­ствующее природе человека, свободной от любого контроля. Стих 39 представил идею, что неведение о высшем “Я” в ответе за путы. Стих 43 поднял меч знания, чтобы разрубить это невежество.

Развитие учения до сих пор вело к принципу, что действие необходимо для выхода из поля зависимости. Четвертая глава начала излагать природу Господа как обособленную от непрекращающейся деятельности вселен­ной. Это представило изложение знания об отречении от действия, ко­торое развивалось во всей четвертой главе и предыдущих стихах этой главы, пока данный стих не провозгласил, что не существует абсолютно никакого взаимоотношения “между деятелем, действием и его плодами.” Это верно на обоих уровнях жизни — уровне космической жизни и уровне индивидуальной жизни. Данный стих ясно выражает эту мысль, когда он говорит, что Господь не создает ни авторства действия, ни действия существ, подразумевая, что Он ничего не создает; Он остается совершенно отчужденным от непрекращающейся деятельности созидания.

Таково положение на космическом уровне. Та же ситуация обнару­живается на уровне индивидуальной жизни, так как не существует никакой реальной связи между “деятелем, действием и его плодом”. Это устраняет всякую потребность в каком бы то ни было действии, в какой бы то ни было попытке к Самореализации. Отказ от всяких попыток постижения и жизнь в состоянии осуществления есть то высокое состояние, отречение, которое находит свое завершение в состоянии знания’, в сознании Бога. Это слава отречения.

Наиболее развитое состояние жизни в вечной свободе легко доступно каждому наиболее естественным образом. Страдания и радости жизни приходят к человеку через неведение этого, говорит следующий стих, а слава знанию воспевается в стихе, который за ним следует.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

Данный текст объясняет отношения между деятелем, действием и его плодами. По словам Господа в стихе 5.14, авторство действий не принадлежит «я». Жизнь имеет два аспекта — один неизменный и вечный, другой — вечно меняющийся и относительный, без какой-либо связи между ними. Природа создает связь между плодом действия и деятелем, а авторство действий принадлежит полю Абсолютного. Поэтому всякое действие совершается тремя Гунами, порожденными природой.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты