TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 5.7

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 5.7

Краткое содержание

Стих 5.7 говорит о том, что человек, сосредоточенный на Йоге, полностью овладел собой и обуздал чувства, а его «я» стало высшим «Я» всех существ. Даже когда он действует, он не вовлечен в относительность. Йога в данном случае означает Единство ума с Бытием. Человек, который хочет овладеть собой, должен сначала подчинить свое низшее «я» и затем свое высшее «Я». Овладение низшим «я» означает выведение ума во все более тонкие области, пока не достигнет абсолютного Бытия.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 5.7

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 5.7

Сосредоточенный на Йоге, чистый духом, тот, кто полностью овладел собой и обуздал чувства, чье “я” стало высшим “Я” всех существ, тот не вовлечен, даже когда он действует.

Здесь, как и в предыдущем стихе, слово Йога не означает ни Карма Йоги, ни практики трансценденции; оно употреблено в смысле Единства ума с Бытием.

“Сосредоточенный на Йоге”: тот, кто никогда не находится вне вы­сшего “Я”, бодрствует ли он, видит ли сны, или в состоянии глубокого сна. Такой человек утвердился в себе, и никакой опыт относительности не способен затемнить его статус абсолютного Бытия.

“Чистый духом”: тот, кто достиг состояния Бытия, абсолютного сознания, которое всегда тождественно себе в вечной чистоте, и кто ут­вердил это состояние в самой природе своего ума. Действие — это пелена, скрывающая эту сущностную природу высшего “Я”. Медитация — это процесс погружения сквозь все тонкие уровни деятельности; выйдя за тончайший уровень, ум достигает состояния чистого Бытия. Когда ум, будучи Тем, возвращается в область деятельности, говорят, что высшее “Я” сияет в Своей чистоте. Когда, благодаря постоянной практике, до­стигнуто полное объединение высшего “Я” с умом, чистый статус Бытия, достигнутый умом, никоим образом не затемняется, даже хотя ум зани­мается деятельностью в относительном поле. Это состояние космического сознания, в котором высшее “Я” полностью отделило Себя от области деятельности. В этом состоянии, где абсолютное Бытие и относительный мир деятельности переживаются одновременно, говорят, что “я” навсегда свободно от всякой скверны; оно достигло абсолютной чистоты.

“Тот, кто полностью овладел собой”. “Я” имеет два оттенка значения — низшее “я” и высшее “Я”. Низшее “я” — это тот аспект личности, который имеет дело только с относительным аспектом существования. Оно вклю­чает в себя ум, который мыслит, интеллект, который принимает решения, и “эго”, которое ощущает. Это низшее “я” функционирует только в от­носительных состояниях существования: бодрствовании, сновидениях и глубоком сне. Оставаясь всегда в пределах поля относительности, оно не имеет возможности испытать истинную свободу абсолютного Бытия. Вот почему оно находится в сфере зависимости. Высшее “Я” — это тот аспект личности, который никогда не изменяется, абсолютное Бытие — самая основа всего поля относительности, включая низшее “я”.

Человек, который хочет овладеть собой, должен сначала подчинить низшее “я” и затем свое высшее “Я”. Овладение низшим “я” означает выведение ума (ума, интеллекта, эго) из грубых областей существования во все более тонкие области, пока не выйдет за пределы тончайшего уровня относительного существования и не достигнет в божественном сознании трансцендентального абсолютного непроявленного Бытия. Это лишает низшее “я” его индивидуальности, связанной временем, простран­ством и причинностью, и освобождает его в состоянии универсального существования.

Когда высшее “Я” подчинило себе низшее “я” и таким образом высшее “Я” приняло его всецело, тогда они становятся одним. И тогда развивается состояние, в котором каждое из них обнаруживается в рамках другого в полном согласии существования.

Когда божественное сознание транс­цендентального абсолютного Бытия находится в сосуществовании с умом в относительном существовании, в поле времени, пространства и при­чинности, тогда можно говорить о том, что овладение высшим “Я” свер­шилось. Абсолютное оказалось как бы выведенным из трансценденталь­ного поля существования, чтобы обслуживать и поддерживать поле от­носительности. Вечно неизменное привнесено и среду жизни вечно изменяющегося. Относительные состояния существования — бодрствова­ние, сновидения и глубокий сон — проникнуты абсолютным состоянием Бытия. Поле зависимости проникнуто вечной свободой, Единство боже­ственной природы переживается в сложности многообразного творения. Это дает человеку возможность жить жизнью вечной свободы в мире преходящего существования. Так господин высшего “Я”, наслаждаясь всем полем относительности, живет жизнью абсолютного Бытия в божествен­ном сознании.

Интересно исследовать, как процесс Трансцендентальной Медитации добивается овладения и низшим “я”, и высшим “Я”. Ход медитации, направленный внутрь, ведет человека к состоянию, в котором ум, осво­божденный от индивидуальности, подчиняет себя высшему “Я”. Это вла­дение низшим “я”. Направленный вовне ход медитации выявляет ум, проникнутый Бытием. В результате постоянной практики ум переживает тогда состояние абсолютного Бытия во всех областях относительной жиз­ни. Это владение высшим “Я”.

Таким образом, владение низшим “я” и высшим “Я” достигается по­средством направленного внутрь и вовне хода единой техники Трансцен­дентальной Медитации.

“Обуздал чувства”: имеет власть над ними. На самом деле чувства всегда под контролем ума. Всякий знает, что глаза увидят, только если и только когда человек захочет увидеть. Если он не хочет видеть, он не будет, даже с открытыми глазами. Поэтому кажется, что победа над чув­ствами не имеет очевидного смысла. Внутренний смысл этого выражения в том, что, когда Бытие впервые начинает вливаться в природу ума, ум становится как бы опьяненным чувством самодостаточности. Когда ум в этом состоянии действует через чувства, он ведет себя довольно-таки беззаботно, и можно подумать, что это сродни безразличию.

В более развитом состоянии просветления это особое чувство безразличия уменьшается и поведение ума становится естественным. Актив­ность во внешней сфере жизни приходит в гармонию с естественным состоянием внутренней тишины. Деятельность продолжается как результат координации между умом и органами действия. В то же время коорди­нация между умом и органами восприятия позволяет чувствам запоминать ощущения. С проникновением Бытия в ум органы восприятия, занятые процессом восприятия, не отмечают глубоких впечатлений опыта. Впе­чатлений, которые они получают, вполне достаточно, чтобы позволить им испытывать ощущения, но они недостаточно глубоки, чтобы образовать семя будущих желаний. Это происходит все более и более эффективно по мере того, как ум все более устанавливается в Бытии. Такова, следо­вательно, внутренняя механика овладения чувствами.

Настоящее завоевание — где враг перестает быть врагом; его остав­ляют свободным действовать, как он хочет, но не в атакующей позиции или приносящей какой-либо вред. Завоевание чувств достигается полно­стью через овладение высшим “Я”, так что чувствам оставляют свободу функционировать и, несмотря на все ощущения относительного поля, жизнь прочно утверждается в вечной свободе божественного сознания.

Раз высшее “Я” ощущается как отделенное от чувств и их деятельности в состоянии космического сознания, человек, с одной стороны, видит внутри себя состояние безграничного Бытия, а с другой стороны — вовлеченность в мир форм и явлений. Он видит, что каждое живое существо поддерживается тем Бытием, которое есть его собственное высшее “Я”.

Таким образом, он естественно ощущает свое высшее “Я” как “высшее “Я” всех существ”, и в этом состоянии он “не вовлечен, даже когда он действует”.

Эта невовлеченность может быть понята с другой точки зрения. Свет лампы невидим при свете Солнца. Великолепие капли не воздействует на великолепие океана. Радость действия не оставляет устойчивого впе­чатления в блаженстве космического сознания. Поэтому, как только че­ловек утвердился в этом состоянии, он естественно наслаждается столь великой полнотой Бытия, что он никогда не ощущает, что он вне Его. Для него действие не влечет за собой выхода из высшего “Я”; поистине нет никакой возможности, что он это сделает. Вот почему Господь го­ворит, что “он не вовлечен, даже когда он действует”. Он прочно укре­пился в космическом существовании, которое, хотя и является основой всякого действия, не активно. Для него все как бы происходит само собой. Это состояние описано в двух следующих стихах.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

Строки стиха 5.7 говорят о том, что человек, занимающийся Йогой, достигает высшего уровня контроля над своими чувствами и собой, что позволяет ему достичь единства ума с Бытием. Для того, чтобы достичь этого состояния, человек должен овладеть своим низшим «я» и высшим «Я». Овладение низшим «я» означает выведение ума во все более тонкие области, пока не достигнет абсолютного Бытия. Когда ум, будучи Тем, возвращается в область деятельности, говорят, что высшее «Я» сияет в Своей чистоте. Таким образом, Йога помогает достичь состояния космического сознания, в котором высшее «Я» отделило Себя от области деятельности, что позволяет человеку достичь абсолютной чистоты и свободы от всякой скверны.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты