Краткое содержание
В стихе 5.21 описывается опыт внутреннего высшего «Я» в трансцендентальном состоянии сознания, где «я» не затронуто внешними контактами. Благодаря постоянному опыту высшего «Я», оно становится знакомым для ума, который преобразуется в природу высшего «Я». Тогда трансцендентальное сознание поддерживается вместе с бодрствующим состоянием сознания, которое продолжает поддерживать всякую деятельность. С утратой «я» контакт «я» с объектами через ум и чувства становится несуществующим, остается только высшее «Я» в своей чистой природе сознания-блаженства. Когда это сознание-блаженство вступает в контакт с объектами, оно вызывает состояние, где высшее «Я» объединено в Союзе с Брахманом, что приводит к наслаждению вечным счастьем.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.21
Тот, чье “я” не затронуто внешними контактами, знает то счастье, что заключено в высшем “Я”. Своим “я”, объединенным в Союзе с Брахманом, он наслаждается вечным счастьем.
“Я” не затронуто внешними контактами”: чтобы обрести опыт внутреннего высшего “Я” в трансцендентальном состоянии сознания, восприятие внешних объектов должно удалить. Благодаря постоянному опыту, высшее “Я” становится столь знакомым для ума, что самая природа ума преображается в природу высшего “Я”. Тогда трансцендентальное сознание поддерживается вместе с бодрствующим состоянием сознания, которое продолжает поддерживать всякую деятельность, как и прежде.
Благодаря постоянному поддержанию трансцендентального сознания, высшее “Я” всегда ощущается как высшее “Я”. И одновременно, благодаря бодрствующему состоянию сознания, продолжается восприятие деятельности. Вот каким образом высшее “Я” ощущается как отделенное от деятельности. В этом состоянии “я” утрачено навсегда; оно стало высшим “Я”.
С утратой “я” контакт “я” с объектами посредством ума и чувств, который отвечал за возникновение опыта, становится несуществующим. Остается только высшее “Я” в Своей чистой природе сознания-блаженства, лишенное всякого контакта с объектами, который поддерживало “я”. Это то, что имеет в виду Господь, когда Он говорит: “тот, чье “я” не затронуто внешними контактами”. Теперь, когда высшее “Я” навечно утвердилось в Своей собственной сущностной природе, сознание-блаженство стало постоянным. Когда это сознание-блаженство вступает в контакт с объектами, оно вызывает состояние, описанное выражением: “Своим “я”, объединенным в союзе с Брахманом”. Это потому, что Брахман — это состояние космического сознания, которое охватывает деятельность и сознание-блаженство.
“Объединенный в Союзе с Брахманом”: это выражение вместе с выражением “я” не затронуто внешними контактами”, представляет собой критерий, посредством которого ищущий может узнать, когда он достиг “Брахми- стхити”1, или состояния Брахмана — космического сознания. В то время как ум воспринимает внешние предметы через чувства, человек бодрствует в осознании своего “я” как отделенного от области опыта и действия. Тогда это — состояние космического сознания, в котором он пробужден в миру и пробужден в себе.
Многие комментаторы совершили огромную несправедливость по отношению к учению этого стиха, предположив, что он описывает технику наслаждения блаженством высшего “Я” посредством создания невозмутимого настроения, не подверженного влиянию испытываемого удовольствия от объектов чувств. Многие переводы обращались с текстом источника таким образом, который, хотя и согласуется с грамматикой стиха, являет ложную картину его учения и противоречит главному принципу действия и отречения.
Ведь именно постоянство сознания-блаженства, достигнутое благодаря Йоге действия, и опять таки состояние отречения, достигнутое благодаря Йоге отречения, основанной на сознании-блаженстве, защищают высшее “Я” от воздействия испытываемой радости; это не интеллектуальная практика, пытающаяся удержать ум и охранить его от воздействия в процессе опыта, который приводит человека к сознанию-блаженству и к состоянию отречения, где высшее “Я” ощущается как отделенное от деятельности. Это от того, что высшее “Я” объединено в Союзе с Брахманом, человек наслаждается вечным счастьем.
Причина, почему радости чувств не могут производить на просветленного человека глубокого впечатления, в том, что его “я” стало высшим “Я”, которое само блаженство по природе. Будучи полностью пробужденным в космическом разуме, его естественное положение — у истока всех радостей всех чувств. Будучи постоянно утвердившимся в абсолютном блаженстве, его “я” не могут очаровать радости относительного существования. Даже когда чувственные объекты вступают в контакт с его чувствами, радости от таких контактов не столь сильны, чтобы отвлечь “я” от его естественного состояния сознания-блаженства. Поэтому его “я” остается не подверженным воздействию, в то время как его чувства находятся в полном контакте со своими объектами.
Выражения “”я” не затронуто внешними контактами”, “знает то счастье, что заключено в высшем “Я”” и “своим “я”, объединенным в Союзе с Брахманом”, помещают Санкхью и Йогу на общую основу, таким образом подтверждая стихи 4 и 5, которые содержат суть учения этой главы.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В стихе 5.21 описывается опыт внутреннего высшего «Я» в трансцендентальном состоянии сознания, где «я» не затронуто внешними контактами. Благодаря постоянному опыту высшего «Я», оно становится знакомым для ума, который преобразуется в природу высшего «Я». Тогда трансцендентальное сознание поддерживается вместе с бодрствующим состоянием сознания, которое продолжает поддерживать всякую деятельность. С утратой «я» контакт «я» с объектами через ум и чувства становится несуществующим, остается только высшее «Я» в своей чистой природе сознания-блаженства. Когда это сознание-блаженство вступает в контакт с объектами, оно вызывает состояние, где высшее «Я» объединено в Союзе с Брахманом, что приводит к наслаждению вечным счастьем.