TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 6.5

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 6.5

Краткое содержание

Текст рассказывает о том, что каждый человек ответственен за свой собственный развитие в любой области жизни. Господь наставляет Арджуну подниматься к состоянию Самореализации и культивировать состояние трансцендентального Самосознания. Ум человека полезен только в своем чистом состоянии трансцендентального сознания, и только в этом состоянии он действует как свой собственный друг. Важно понимать, что никакая внешняя культура, уровень или образ жизни не являются особенно способствующими самореализации, а раскрытие высшего «Я» происходит благодаря медитации.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 6.5

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 6.5

Пусть человек поднимет свое “я” своим высшим “Я”, пусть не уронит свое высшее “Я”; воистину, один он себе друг, один он себе враг.

Вот единственное учение, чтобы показать основной принцип развития в любой области жизни, духовной, умственной или материальной. Каждый индивидуум ответственен за свое собственное развитие в любой области.

В предыдущем стихе Арджуне показали смысл реализации; теперь Господь приказывает ему достигнуть этого состояния.

“Поднимет свое “я”: слово, употребленное в оригинале на санскрите, “уддхарет”. Оно значит “поднимать”, “возвышать”, “повышать”, “прослав­лять” и “освобождать от пут”. Употребляя это слово, Господь побуждает Арджуну подняться с уровня чувственного восприятия и области мысли и деятельности к состоянию Самореализации. Он не только побуждает Арджуну культивировать состояние трансцендентального Самосознания, но и прямо наставляет его, как это сделать: “поднять свое “я” своим высшим “Я”. Не требуется никакой помощи со стороны. Человек имеет в самом себе все необходимое, чтобы подняться на любую ступень со­вершенства. Ничего от мира не нужно, чтобы возвысить “я” ; никакого метода не нужно принимать, никаких средств — искать. Возвышается “я” единственно высшим “Я”.

Тогда может возникнуть вопрос: Как может человек “уронить свое высшее “Я”, когда он был объявлен вне досягаемости чего бы то ни было, находящегося вне его самого? Разве стихи с 13 по 30 главы второй не провозгласили обитателя тела вне досягаемости любого влияния про­странства и времени?

Чтобы понять это, человек должен вспомнить предыдущий стих. Когда ум достигает трансцендентального сознания, он пребывает в состоянии абсолютной чистоты; он достигает космического статуса. В данном стихе Господь воодушевляет Арджуну подняться до такого состояния и в то же время хочет, чтобы, однажды достигнув, он не уронил его. Ибо, когда ум выходит из трансцендентального состояния, чтобы испытать еще раз объ­екты чувств в мире, он снова получает свой ограниченный индивидуаль­ный статус и падает с высоты вселенского существования. Чтобы пре­дупредить его насчет этого, Господь говорит: “Пусть не уронит он свое высшее “Я”, имея в виду, что, однажды достигнув состояния Самосозна­ния, ему следует продолжать подниматься к состоянию космического со­знания, как объяснено в комментариях к стихам 3 и 4.

Выражение “воистину, один он себе друг” указывает, что только в своем чистом состоянии трансцендентального сознания ум полезен са­мому себе. Когда он выходит из состояния Бытия, он действует уже как свой собственный враг, чтобы лишить себя своего космического статуса;

но когда он продолжает практику и поднимается к космическому созна­нию, тогда он действует как свой собственный друг, чтобы сохранить этот космический статус.

Это учение освещает всю область поиска Истины. Ничто во внешнем мире не имеет отношения к этому поиску. Ведь, говорит Господь, у “я” нет иного друга, кроме высшего “Я”. Никакая особая культура, уровень или образ жизни не являются особенно способствующими самореализа­ции; никакое чувство отрешенности или привязанности не является спо­собствующим или противопоставленным самореализации. Отречение от мира, или отшельнический образ жизни, не особенно полезен для рас­крытия высшего “Я”, ибо Оно раскрывает Себя Самим Собой Самому Себе. Благодаря медитации создается положение, в котором высшее “Я” обнаруживается открытым, раскрывшимся в Своей чистой и сущностной природе, и ничто не отбрасывает на Него свою тень.

Медитация не раскрывает высшее “Я” — высшее “Я”, следует повто­рить, раскрывает Себя Самим Собой Самому Себе. Ветер ничего не делает с солнцем; он лишь разгоняет облака и обнаруживается, что солнце сияет своим собственным светом. Солнце высшего “Я” — самолучезарно. Медитация только выводит ум из облаков относительности. Абсолютное со­стояние высшего “Я” вечно сияет в Своем собственном великолепии.

Учение Господа в этом стихе применимо к каждому уровню эволюции. Это очевидно из двух предыдущих и из двух следующих стихов. Может быть интересным заметить при этом, что наиболее полное развитие “я” происходит в три этапа: от бодрствующего состояния сознания к транс­цендентальному сознанию, от трансцендентального сознания к космиче­скому сознанию и от космического сознания к сознанию Бога. Учение этого стиха равно приложимо ко всем этим этапам развития человека. На первом этапе “я” эволюционирует посредством деятельности Транс­цендентальной Медитации и постигает высшее “Я”.На втором этапе, от трансцендентального сознания к космическому сознанию, состояние вы­сшего “Я” дополняется деятельностью “я”, чтобы поддержать высшее “Я” в Его истинной природе даже посреди деятельности. На третьем и по­следнем этапе, от космического сознания к сознанию Бога высшее “Я” должно остаться наедине с Самим Собой на уровне тишины, лишенной любой активности. Вот почему в третьем стихе Господь сказал: “говорят, что спокойствие — средство”. А в этом стихе Он говорит: “Пусть человек поднимет свое “я” своим высшим “Я”.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

Данный текст говорит о том, что каждый человек несет ответственность за свое развитие в любой сфере жизни. Господь наставляет Арджуну подниматься к состоянию Самореализации и культивировать состояние трансцендентального Самосознания. Ум человека полезен только в своем чистом состоянии трансцендентального сознания, и только в этом состоянии он действует как свой собственный друг. Важно понимать, что никакая внешняя культура, уровень или образ жизни не являются особенно способствующими самореализации, а раскрытие высшего «Я» происходит благодаря медитации. Каждый человек может поднять свое «я» своим высшим «Я», и только он сам может быть себе другом или врагом в этом процессе. Важно не уронить свое высшее «Я», а продолжать подниматься к космическому сознанию.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты