Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.4
Только когда человек не цепляется за объекты чувств или за действия, только когда он отказался от всякого побуждения желания, говорят, что он взошел к Йоге.
Здесь Господь описывает Арджуне состояние ума, утвердившегося в Йоге, состояние Божественного Единения. Когда во время медитации ум удаляется из области чувственного восприятия, он становится разъединенным3 с внешним миром. Он обращен внутрь, удаляясь от поля “объектов чувств” и от области “действий”. По мере того, как ум продвигается по направлению внутрь, он отходит все дальше от поля грубого опыта. Он продвигается через все более тонкие области мышления, пока, наконец, не выйдет за пределы даже самого тонкого состояния мысли и не достигнет трансцендентального состояния Бытия. Здесь он уже никоим образом “не цепляется за объекты чувств или за действия”.
Состояние Бытия — состояние чистого сознания, полностью вне поля относительности; нет никакого поля чувств или объектов, никакого следа сенсорной активности, ни следа умственной деятельности. Нет триединства мыслителя, процесса мышления и мысли; деятеля, процесса делания и действия; испытывающего, процесса опыта и объекта опыта. Состояние трансцендентального Единства жизни, или чистое сознание, состояние Йоги, совершенно свободно от всякого следа двойственности. Говорят, что в этом состоянии трансцендентального сознания человек “взошел к Йоге”.
Здесь высшее “Я” стоит Само по себе, Самоосиянное, Самодостаточное, в полноте Бытия. Здесь человек уже “отказался от всех побуждений’ желания”, ибо там, где нет двойственности, не может быть даже семени желания. Но состояние Йоги в трансцендентальном сознании непостоянно. Когда ум выходит из медитации, он еще раз уцепится за объекты чувств и за действия, даже пусть и не так крепко, как раньше, и побуждение желания еще раз сыграет свою роль. Только когда человек достиг состояния космического сознания, где он вечно удовлетворен и навсегда прочно утвердился в высшем “Я”, условия, которые данный стих ставит перед “взошедшим к Йоге”, будут постоянно выполняться. Естественно, этим условиям также удовлетворяет сознание Бога, которое является осуществлением космического сознания. Таким образом, как уже показал предыдущий стих, выражение “говорят, что взошел к Йоге” приложимо не только к трансцендентальному сознанию, но также к космическому сознанию и сознанию Бога.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В данном тексте описывается состояние Божественного Единства, когда ум отходит от области чувственного восприятия и обращается внутрь. В этом состоянии нет поля объектов чувств и действий, человек не цепляется за них, а также отказался от всякого побуждения желания. Состояние Бытия является чистым сознанием, свободным от любой двойственности. Однако, это состояние непостоянно и когда ум выходит из медитации, он снова уцепляется за объекты чувств и действия, а побуждение желания снова сыграет свою роль. Только достигнув состояния космического сознания, где человек прочно утвердился в высшем «Я», условия, которые ставит данный стих перед «взошедшим к Йоге», будут постоянно выполняться.