Краткое содержание
В данном тексте обсуждается вопрос Арджуны о том, какой цели достигает человек, обладающий верой, но не совершенствующийся в Йоге из-за недостатка усилий и отклонения ума. Автор подробно разъясняет корни этого вопроса, связанные с учением Господа о достижении космического сознания через практику, анализирует скрытый смысл этого стиха и способы понимания цели стремления по пути Йоги.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.37
Арджуна сказал: Какой цели он достигает, 0 Кришна, тот, кто не совершенен в Йоге, будучи одаренным верой, но испытывающий недостаток усилия, умом отклонившийся от Йоги?
Корни этого вопроса заключаются в учении Господа в стихах 24—28, которые провозглашают достижение космического сознания через через практику, через “усилие”.
Непосредственная побудительная причина этого вопроса дается в словах предыдущего стиха: “Но ее может достичь, благодаря правильным средствам, человек, прилагающий усилия, который дисциплинирован”. Изложив, таким образом, три условия достижения высшей божественной уравновешенности ума’ создают у Арджуны впечатление, что ему предстоит долгий путь. Ранее Господь сказал ему, что “в этой Йоге ни одно усилие не пропадает и не существует никаких препятствий. Даже малая часть этой дхармы избавляет от великого страха”2. Поэтому, когда Он теперь ставит три условия этого, Арджуна хочет увериться, будут ли какие-либо преимущества, чтобы отправиться по этому пути, имея в виду, что человек, возможно, не сможет достигнуть цели в этой жизни.
Есть и другой скрытый смысл у этого стиха. Когда Арджуна слышит о трех предварительных условиях для достижения состояния Йоги в сознании Бога, он хочет знать, нет ли какого-либо короткого пути. Он хочет знать, насколько вера может помочь человеку на этом пути, потому что он, возможно, думает, что, может быть, легче преуспеть в сознании Бога благодаря одной только вере. Такой вопрос Арджуны, очень практического человека, не вызывает удивления. Он не возникает из какого-либо желания с его стороны избежать усилия: он возникает из очень практического качества его понимания. Мудры те, кто понимает природу пути от начала до конца, и еще мудрее те, кто избирает краткий путь к достижению цели. Вопрос Арджуны отражает его серьезность и настороженное внимание, с которым он следует за беседой Господа.
Арджуна спрашивает: “Какую цель он достигает?” Какова его судьба, куда он идет? Его озабоченность этой проблемой возникает из его знания вселенной. Его заявления в начале беседы о дхарме, о его предках, об аде и рае и о структуре общества раскрыли его точные знания о жизни и о мире. Человек такой эрудиции, естественно, будет озабочен тем, чтобы понять цель стремящегося по пути Йоги. И у него тем больше причин спрашивать, потому что Господь говорит с ним о достижениях в абстрактных областях сознания, которые кажутся очень удаленными от практической повседневной жизни в мире — или от безотлагательности на поле боя.
В следующем стихе он проясняет свой вопрос.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Арджуна спрашивает у Кришны, какую цель достигает тот, кто не совершенен в Йоге, но имеет веру, но испытывает недостаток усилия, умом отклоняется от Йоги. Господь говорит о трех предварительных условиях для достижения состояния Йоги в сознании Бога, но Арджуна хочет узнать, нет ли какого-либо короткого пути. Его вопрос отражает его серьезность и настороженное внимание, с которым он следует за беседой Господа.