Краткое содержание
В данном тексте раскрывается понятие «безграничная радость», которая лежит за пределами чувств и достигается интеллектом. Чувства ограничены мирозданием, состоящим из пяти элементов, и могут дать только относительное блаженство. Бесконечная радость трансцендентальной природы познаваема только тогда, когда интеллект покоряется трансцендентальному «Я». В этом состоянии человек остается непоколебимым и не колеблется в поле деятельности. Данное понятие детально раскрыто в следующих стихах.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.21
Знающий то, что есть безграничная радость и что, лежащее за пределами чувств, достигнуто интеллектом, и утвердившись в этом, воистину тот не колеблется.
Чтобы узнать, почему чувства не могут испытывать “безграничную радость”, необходимо понять происхождение чувств и их объектов. Творение начинается с пракрити, или Природы, которая выражает себя в трех гунах: саттве, раджасе и тамасе. По мере того, как созидание продолжается, три гуны проявляют себя как “махат таттва”, принцип интеллекта. Это далее проявляется как “ахам таттва”, принцип ума, который, в свою очередь, проявляется как пять “танматр”, из которых возникают пять чувств. Затем, по мере продолжения процесса созидания, пять танматр проявляются в пяти элементах, которые сочетаются, чтобы составить все объективное мироздание.
Диапазон чувственного опыта ограничен областью мироздания, возникшего из пяти элементов. Только чувства дают человеку испытать радости объективного мира. Блаженство вечной жизни лежит далеко за пределами чувств, и сразу за интеллектом. Его можно оценить с помощью интеллекта, но нельзя оценить чувствами.
Господь говорит, что бесконечная радость трансцендентальной природы; она познаваема, только когда самый тонкий аспект относительного, интеллект, покоряется трансцендентальному “Я”, как это было объяснено в предыдущем стихе. Едва она познана, человек настолько захвачен ею, что не может больше никогда быть полностью вне ее влияния.
“Достигнуто интеллектом”: хотя бесконечная радость приходит в результате подчинения интеллекта, даже тогда говорят, что она достигнута интеллектом. Когда кронпринц становится королем, кронпринц перестает существовать, но даже тогда говорят, что кронпринц “получил” корону. Именно в этом смысле состояние трансцендентального высшего “Я” “достигнуто интеллектом”.
“Не колеблется”: в состоянии трансцендентального сознания нет никакой возможности для деятельности, но постоянная! практика выхода за пределы поля относительности развивает ум, так что он остается в блаженстве, непоколебимый даже в поле деятельности.
Этот стих раскрывает существенную характеристику Йоги в космическом сознании: “безграничная радость”, “лежащая за пределами чувств”, “достигнутая интеллектом”, “утвердившись в этом, воистину тот не колеблется”.
Подробности этого состояния даны в стихах с 24 по 29.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В данном тексте описывается понятие «безграничная радость», которая достигается интеллектом и лежит за пределами чувств. Чувства ограничены мирозданием и могут дать только относительное блаженство. Бесконечная радость трансцендентальной природы познаваема только тогда, когда интеллект покоряется трансцендентальному «Я». В этом состоянии человек остается непоколебимым и не колеблется в поле деятельности.