TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 6.21

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 6.21

Краткое содержание

В данном тексте раскрывается понятие «безграничная радость», которая лежит за пределами чувств и достигается интеллектом. Чувства ограничены мирозданием, состоящим из пяти элементов, и могут дать только относительное блаженство. Бесконечная радость трансцендентальной природы познаваема только тогда, когда интеллект покоряется трансцендентальному «Я». В этом состоянии человек остается непоколебимым и не колеблется в поле деятельности. Данное понятие детально раскрыто в следующих стихах.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 6.21

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 6.21

Знающий то, что есть безграничная радость и что, лежащее за пределами чувств, достигнуто интеллектом, и утвердившись в этом, воистину тот не колеблется.

Чтобы узнать, почему чувства не могут испытывать “безграничную радость”, необходимо понять происхождение чувств и их объектов. Тво­рение начинается с пракрити, или Природы, которая выражает себя в трех гунах: саттве, раджасе и тамасе. По мере того, как созидание про­должается, три гуны проявляют себя как “махат таттва”, принцип интеллекта. Это далее проявляется как “ахам таттва”, принцип ума, который, в свою очередь, проявляется как пять “танматр”, из которых возникают пять чувств. Затем, по мере продолжения процесса созидания, пять тан­матр проявляются в пяти элементах, которые сочетаются, чтобы составить все объективное мироздание.

Диапазон чувственного опыта ограничен областью мироздания, воз­никшего из пяти элементов. Только чувства дают человеку испытать ра­дости объективного мира. Блаженство вечной жизни лежит далеко за пределами чувств, и сразу за интеллектом. Его можно оценить с помощью интеллекта, но нельзя оценить чувствами.

Господь говорит, что бесконечная радость трансцендентальной при­роды; она познаваема, только когда самый тонкий аспект относительного, интеллект, покоряется трансцендентальному “Я”, как это было объяснено в предыдущем стихе. Едва она познана, человек настолько захвачен ею, что не может больше никогда быть полностью вне ее влияния.

“Достигнуто интеллектом”: хотя бесконечная радость приходит в ре­зультате подчинения интеллекта, даже тогда говорят, что она достигнута интеллектом. Когда кронпринц становится королем, кронпринц перестает существовать, но даже тогда говорят, что кронпринц “получил” корону. Именно в этом смысле состояние трансцендентального высшего “Я” “до­стигнуто интеллектом”.

“Не колеблется”: в состоянии трансцендентального сознания нет ни­какой возможности для деятельности, но постоянная! практика выхода за пределы поля относительности развивает ум, так что он остается в бла­женстве, непоколебимый даже в поле деятельности.

Этот стих раскрывает существенную характеристику Йоги в космиче­ском сознании: “безграничная радость”, “лежащая за пределами чувств”, “достигнутая интеллектом”, “утвердившись в этом, воистину тот не ко­леблется”.

Подробности этого состояния даны в стихах с 24 по 29.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

В данном тексте описывается понятие «безграничная радость», которая достигается интеллектом и лежит за пределами чувств. Чувства ограничены мирозданием и могут дать только относительное блаженство. Бесконечная радость трансцендентальной природы познаваема только тогда, когда интеллект покоряется трансцендентальному «Я». В этом состоянии человек остается непоколебимым и не колеблется в поле деятельности.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты