Краткое содержание
В данном тексте рассматривается вопрос о контроле ума на уровне чувств и ответ на этот вопрос Господа. Арджуна хочет узнать способ, который может взять ум под контроль и дать возможность развивать уравновешенность ума в сознании Бога. Однако следует помнить, что сознание Бога основано на уровне Бытия в космическом сознании, а не на каком-либо мышлении или пристальности внимания. Практика должна направляться на развитие трансцендентального сознания в космическое сознание и затем в сознание Бога.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.34
Ибо ум — колеблющийся, О Кришна, беспокойный, мощный и упорный; я считаю, его так же трудно контролировать, как и ветер.
В главе второй1 Господь уже признал, что чувства по природе своей “колеблющиеся”, “беспокойные”, “мощные” и “упорные”. В природе вещей, что ум, на уровне чувств, никогда не бывает уравновешенным. Арджуна напоминает Господу об этом факте.
Нет никакой причины думать, что Арджуна упустил основное учение Господа, что развивать сознание Бога легко , невзирая на блуждания ума в области чувств и несмотря на тормозящее влияние чувств на ум. Он только боится утратить его, когда ум увлечен чувствами. Поэтому он хочет узнать некоторый способ, который может взять ум под контроль и таким образом дать ему возможность развивать и наслаждаться уравновешенностью ума в сознании Бога. Его вопрос на самом деле о контроле ума на уровне чувств, и ответ Господа дается в отношении этого уровня.
Вопрос Арджуны в этих двух стихах зачастую был превратно понят как означающий, что сознание Бога труднодостижимо по причине колеблющейся природы ума. Это либо приводило к ограничению энтузиазма к развитию сознания Бога, либо заставляло ищущих практиковать требующие напряжения методы контроля ума и уравновешивания внимания. Это достойное сожаления состояние дел в возвышенной области сознания Бога случилось только из-за того, что был упущен один существенный принцип: что сознание Бога основано на уровне Бытия в космическом сознании, а не на каком-либо мышлении, понимании или пристальности и непрерывности внимания3.
Следует заметить, что, когда Господь в ответ на вопрос Арджуны подчеркивает нужность практики, это такая практика, цель которой —
развитие трансцендентального сознания в космическое сознание и затем в сознание Бога, а не обретение способности поддерживать внимание.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Текст говорит о том, что ум по своей природе колеблющийся и беспокойный, а также мощный и упорный, что делает его сложным для контроля. Арджуна задает вопрос о том, как контролировать ум и достичь уравновешенности в сознании Бога. Однако, ответ Господа подчеркивает, что контроль ума должен осуществляться не для обретения способности поддерживать внимание, а для развития трансцендентального сознания в космическое сознание и затем в сознание Бога.