Мы знаем, что Джйотиш является одним из звеньев (анга) Рик Веды. На самом деле, джйотиш считается самым важным из всех шести веданг. Так же, как Веданта, самая важная из шести Упанг, содержит в себе все знания и принципы, перечисленные в других пяти Упангах, так и Джйотиш образует как краткое изложение, так и кульминацию остальных пяти Веданг.
Термин джйотиш состоит из двух слов, а именно: «джйоти» и «ша». «Джйоти» означает «свет», а «ша» означает «лучший, самый прекрасный, вечный». Таким образом, Джйотиш относится к самым превосходным из всех видов света.
Что на самом деле является лучшим из всех видов света? Есть ли вечный свет? Все Упанишады заявляют, что свет Самости, свет сознания человека – это свет всех видов света, источник всех видимых видов света. Он отождествляется с вечным светом Брахмана, сущностью всего творения.
Автор Яджнавалкья в «Брихадараньяка упанишаде» заявляет, что, когда все видимые огни исчезают, внутренний свет Самости остаётся, направляя человека во всех его мыслях, речи и действиях (см. Бр. Уп. 4.3.6.). Таким образом, джйотиш символизирует свет всех видов света, свет чистого сознания, Я всех существ. Поэтому джйотиш действительно является частью Вед, поскольку Веда – это не что иное, как энциклопедия структурирующей динамики сознания, которая отвечает за создание и развитие всего, что существует во вселенной.
Традиционно, Джйотиш считался глазами Вед, глазами чистого знания, благодаря которым структура самих Веды может быть познана и понята, благодаря которой все творение может быть познано и понято. Поскольку Джйотиш является такой важной частью Рик Веды, мы должны быть в состоянии найти основные ингредиенты Джйотиша в Рик Веде. Давайте, поэтому, более подробно рассмотрим структуру Веды, раскрытую в «Apaurusheya Bhasya» Махариши.
APAURUSHEYA BHASYA О РИК ВЕДЕ
Рик Веда состоит из десяти глав, называемых мандалами. «Apaurusheya Bhasya» (“НЕСОТВОРЕННЫЙ КОММЕНТАРИЙ”) Махариши к «Рик Веде» ясно даёт понять, что все знания десяти мандал Рик Веды концентрированно доступны в первой мандале, состоящей из 192 сукт (гимнов).
КРОМЕ ТОГО, В КОММЕНТАРИИ УКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО ВСЕ ЗНАНИЯ О ПЕРВОЙ МАНДАЛЕ СОДЕРЖАТСЯ В ПЕРВОЙ СУКТЕ, СОСТОЯЩЕЙ ИЗ ДЕВЯТИ РИЧ (СТИХОВ). И ЧТО ВСЕ ЗНАНИЯ О ПЕРВОЙ СУКТЕ СОДЕРЖАТСЯ В ПЕРВОЙ РИЧЕ, СОСТОЯЩЕЙ ИЗ ДЕВЯТИ СЛОВ. И ЧТО ВСЕ ЗНАНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ПЕРВОЙ РИЧЕ, СОДЕРЖАТСЯ В ПЕРВОЙ ПАДЕ (ГРУППА ИЗ ВОСЬМИ СЛОГОВ). И ЧТО ЗНАНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕСЯ В ПЕРВОМ ПАДЕ, СОДЕРЖИТСЯ В ПЕРВОМ СЛОВЕ. И ЧТО ЗНАНИЕ ПЕРВОГО СЛОВА СОДЕРЖИТСЯ В ПЕРВОМ СЛОГЕ «АК». И ЧТО ЗНАНИЕ ПЕРВОГО СЛОГА СОДЕРЖИТСЯ В ПЕРВОЙ БУКВЕ «А».
Махариши – первый комментатор Рик Веды на протяжении длинного периода времени, который осознает эту совершенно упорядоченную и последовательную структуру Рик Веды. Кроме того, Махариши является первым комментатором, который подчёркивает разницу между слогами, словами, падами, ричами, суктами и мандалами.
9 ГРАХ, СВЯЗАННЫХ С 9 СЛОВАМИ РИК ВЕДЫ
Комментарий Махариши также указывает на связь между Рик Ведой и Джйотишем через 9 грах, связанных с 9 словами Рик Веды. Этот аспект Джйотиша и его связь с Рик Ведой позволяют увидеть глубину и многогранность Ведической культуры, которая до сих пор остается вдохновляющей источником мудрости и знания для многих людей во всем мире.