ЧЕТЫРЕ КАТЕГОРИИ ИЩУЩИХ
Стих 16
Четыре типа праведных людей, О Арджуна, (предаются) поклоняются Мне: страдающие, ищущие знаний, ищущие богатств и просветленные, О Лучший из Бхарат.
Благородны (праведны) те люди, течение жизни которых устремлено к добру. Ведомые (вдохновленные) Саттвой, их мысли, речь и поведение приводят их к более высоким уровням эволюции.
Вдохновленные Саттвой, говорит Господь, первые три типа людей обретают прибежище в Нем, потому как они ищут чего-то, ибо в их жизни нет удовлетворения и полноты. Естественно, что нереализованные ищут прибежища в Боге ради удовлетворения, но великолепие Всевышнего таково, что даже просветленные, которые реализовали полноту жизни благодаря мудрости Высшего Абсолюта, даже они поклоняются Ему.
Это проясняется в следующем стихе.
Стих 17
Всех их превосходит просветленный, в вечном единении, предавшийся Единому. Я в высшей степени дорог просветленному, а он дорог Мне.
Естественно, он самый лучший, кто выполнил миссию своей жизни и прочно утвердился в Божественном Сознании. Самая лучшая среди всех капель воды, та, что достигла океана и обрела свой статус безграничности.
Это дальше проясняется в следующем стихе.
Стих 18
Несомненно благородны все они, но просветленный, Я клянусь, и есть сам Я, пребывая в единении с Высшим Я, он утвержден во Мне лишь одном – его Высшей Цели.
Здесь Господь признает преданность всех четырех типов ищущих, обращаются ли они к нему с мирскими желаниями или ради Него Самого. Он упоминал ранее1, что стремление обращаться к Нему есть результат их благородных деяний, поэтому все, стремящиеся к Нему, дороги Ему своей добродетельностью; но Он почитает просветленных преданных как свое собственное Я.
1 См. Глава 7, Стих 16.
Состояние просветления – это полное проникновение Бытия во все сферы жизни, а когда Бытие полностью проявлено, тогда абсолютная чистота, праведность и совершенство поддерживают жизнь. В этом состоянии «просветленный» является воплощением самой вечности. Поэтому Господь говорит, что «просветленный» есть не что иное, как «Он сам».
Выражение «Я клянусь» подтверждает подлинность слов Самого Господа в утверждении, что «просветленный» «и есть Я Сам». «Пребывая в единении с Высшим Я, он утвержден во Мне лишь одном – его Высшей Цели».
Таким образом, здесь проясняются Самореализация и Богореализация – оба эти термина означают одно и тоже.
На самом деле Бог одинаково присутствует повсюду, но Он раскрывает человеку Свое присутствие в зависимости от того, на какое место тот ставит Его в своей жизни.
Стих 19
После множества рождений человек знания находит Меня. Такая Великая Душа большая редкость, для кого Васудев – это все, что есть.
«Васудев» равнозначно здесь «Я». Господа Кришну также зовут Васудев, потому как Он родился в семье Васудева.
В предыдущем стихе упоминалось «пребывая в единении с Высшим Я, он утвержден во Мне лишь одном». Слова «лишь одном» были разъяснены в этом стихе следующим образом «Васудев – это все1, что есть».
Всецело постигший Бога, с любовью хранит Космическое Сознание в самом себе и наслаждается трансцендентным непроявленным Божественным в форме Господа Кришны.
Вид этой формы Господа вместе с его Божественным Сознанием позволяет ему видеть божественную форму во всех воспринимаемых им объектах, и он начинает видеть все и относиться ко всему словно к божественной форме. Вот как полное постижение Господа помогает человеку найти Бога в этом мире и весь мир в Боге.
Последовательность слов здесь очень важна. «После многих рождений» предшествует словам «человек знания», что означает, чтобы достичь2 Космического Сознания требуется множество рождений; и затем только он «находит Меня» – обретает Сознание Бога.
1 Все есть Брахм (См. Глава 6, Стих 28) – Целостность – и больше нет ничего.
2 Когда Джива впервые нисходит в человеческое тело, с этого начинается ее эволюция. В естественном ходе эволюции, она теряет все больше и больше животных наклонностей и приобретает божественные. После многих рождений она обретает полное единение с Бытием, и достигнув, таким образом Космического Сознания, она достигает уровня, с которого возможно постичь Бога.
На низших уровнях человеческой эволюции, человек находится больше в плену чувственных удовольствий, оставаясь в основном в грубых полях существования. Получив продолжительный опыт преходящих, очевидных радостей жизни, он осознает тщетность исключительно материальной жизни и, вероятней всего, обращается к своей внутренней божественной природе. Этот процесс, говорит Господь, по природе своей проводит душу через несколько жизней до просветления Божественным Сознанием.
Из этого стиха не следует понимать, что процесс реализации и обретения совершенного состояния интеграции жизни – это долгий процесс, занимающий много жизней. На что может потребоваться время, так это на то, чтобы осознать, что все, находящееся в поле чувств – это еще не все. Когда человек обращается внутрь себя, чтобы ощутить внутреннюю божественную природу, на пути не остается1 препятствий.
Нужно всегда помнить, что реализация Самосознания, или Чистого Сознания – трансцендентного состояния Бытия – это очень простой процесс. И что, с легкостью обретя Самосознание при помощи сознательного трансцендирования2 во время медитации, процесс, гармонизирующий Абсолют с относительными полями жизни, происходит автоматически3. Действительно, требуется длительная практика медитации, совмещенная с обычной активностью4 в повседневной жизни, но речь совсем не идет о многих жизнях. Множество жизней потребуется только тем, кого Господь назвал в этом стихе «людьми знания».
Упомянув в предыдущем стихе состояние совершенства тех, кто утвержден в Реальности, Гъяни, утвержденные в Высшей Реальности, Господь выделяет состояние тех, кто знает о реальности на интеллектуальном уровне, но еще не укоренился в состоянии вечного бытия. Таким интеллектуально просветленным людям, говорит Господь, потребуется много жизней, прежде чем они действительно встанут на путь опыта, и пока человек не обратится к непосредственному опыту, ему будет практически невозможно прийти к состоянию жизни, где он осознает, что существует только Бог.
Создавать настроение на уровне ума о вездесущности Божественного Сознания – это процесс самогипноза вопреки реалиям практической жизни, что совсем не помогает возвеличить человека до высот полной реализации, где он находит Бога во всем и все в Боге.
1 См. Глава 2, Стих 40.
2 См. Глава 2, Стих 45.
3 См. комментарий к Главе 3, Стих 7; Главе 5, Стих 7.
4 См. комментарий к Главе 5, Стих 2.
Безусловно, что такую жизнь вечного Единства в Сознании Бога, проживаемую в миру, невозможно создать усилием воли чисто на интеллектуальном уровне. Требуется живая мудрость за пределами интеллекта, на уровне Бытия, а для этого нужно Быть в Божественном, а не просто лишь знать о Божественном.
И вопреки всем утверждениям о невозможности и невероятности Богореализации, которые мы слышим отовсюду на протяжении веков, вдохновляет то, что процесс «Бытия» – это несомненно простой процесс, как Господь упоминал ранее1, но даже несмотря на всю его простоту, в нем нужно быть.
Практика проста, но ее следует применять. Если пытаться понять Высшее только лишь интеллектом, говорит Господь, то потребуется много жизней, чтобы достичь просветления; и не смотря на множество потраченных жизней, едва ли эти усилия приведут человека к состоянию, в котором естественно проживается единство Божественного Сознания в повседневной практической жизни в миру.
Многообразие повседневной жизни в миру естественно приносит уму впечатления постоянно сменяющихся переживаний. Таким образом, ум всегда находится под бомбардировкой вечно сменяющегося цикла впечатлений. Это удерживает ум на уровне вечно изменяющегося преходящего состояния жизни. Для того, чтобы Сознание Бога безусильно поддерживалось во время всех этих колебаний преходящего опыта в многообразии творения, нужно лишь чтобы ум укрепился в вечном единении с Сознанием Бога.
Для этого необходимо только, чтобы сознательный ум достиг чистого состояния Сознания Бога, области Трансцендентального Бытия, которое по своей природе вечно и Абсолютно. Когда ум во время медитации выходит за пределы поля относительного опыта, то он выходит из под влияния впечатлений временной природы, и достигая Трансцендентального Сознания, испытывает на себе воздействие безграничного единства Божественного Сознания такой огромной силы, что это его всецело захватывает, и устойчивость неизменного состояния Абсолюта вливается в саму природу ума. С практикой это усиливается до такой степени, что ум естественно оказывается утвержденным в этом вечном единстве Божественного Сознания, даже когда он подвержен преходящим2 переживаниям в многообразии феноменального творения.
1 См. Глава 2, Стих 40.
Интеллектуальное понимание никоим образом не принесет успеха в утверждении ума в вечном состоянии единства Божественного Сознания, которое бы не зависело ни от его образа действий в поле многообразия, ни от его опыта в относительных состояниях бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна.
Интеллектуальное понятие о единстве Божественного Сознания это всего лишь концепция – мысль, а не состояние; это не есть состояние устойчивого Сознания Бога.
Опираясь на знание о Божественном, едва ли удастся «человеку знания» утвердиться в состоянии совершенного просветления, только оно способно порождать вечное состояние единства Божественного Сознания, настолько глубоко укоренившееся в природе ума, что тот становится непоколебимым и не затронут ничем в относительных полях жизни.
Поэтому Господь практически на корню уничтожает возможность просветления путем одного лишь знания и подчеркивает редкость такой великой души, способной уместить в своем уме то, что Высшая Реальность – это все, что существует. Разумеется, что единство Сознания Бога – это не что-то, что по своему истинному положению, ум может вообще вместить. Это состояние, в котором ум может с легкостью жить, только являясь Этим.
Таким образом, этот стих не отрицает ни редкость реализованных душ в мире, ни вероятность того, что многие люди могли единожды войти в такое состояние жизни; он просто лишь указывает на необходимость быть Этим, и предупреждает «людей знания» не довольствоваться тем, что они интеллектуально понимают Божественное, а перейти к практике, чтобы быть Этим.
Несомненно, знание имеет свое драгоценное место на пути к совершенному просветлению. Его важность всегда признавалась1; но самого по себе его недостаточно – вот в чем учение этого стиха.
Следующий стих описывает различные способы того, как ищущие сбиваются с пути.