Краткое содержание
Текст содержит комментарии к тексту Веданты — стих 4.18. В нем говорится о мудром человеке, который видит действие в бездействии и наоборот. Он достиг единства и завершил все действие. Он может оставаться тихим во время деятельности благодаря своему якорю — тишине внутреннего Бытия. Это учение позволяет человеку соединить активный мир трех гун с тишиной Бытия и достичь сосуществования преходящего и вечного. Тот, кто достиг такого знания, — “мудрый среди людей”. Он завершил все действие и достиг совершенства.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.18
Тот, кто в действии видит бездействие и в бездействии видит действие, — мудрый среди людей. Он достиг единства, он завершил все действие.
“В действии видит бездействие”: это значит, что в то время как ум занят чувствами, а через них — действием, у него есть якорь — тишина внутреннего Бытия. Этот якорь дает ощущение тишины посреди всякой деятельности.
Для человека, который “в действии видит бездействие”, пронизанность всего поля действия недеятельным, вечно безмолвным Бытием есть живая Реальность. Действие не заслоняет от него состояние бездействия, или Бытие, лежащее в его основе. Он живет в вечно безмолвном Бытии, которым проникнута вся деятельность чувств, ума и тела; он видит тишину в деятельности и деятельность в тишине.
Вот учение, позволяющее человеку обогатить освобождение, достигнутое знанием того, что “это гуны воздействуют на гуны”’. Оно соединяет активный мир трех гун с тишиной Бытия и таким образом, на уровне тишины, устанавливает сосуществование преходящего и вечного. Оно подтверждает основное учение Упанишад: “пурнамадах, пурнамидам” — этот проявленный мир деятельности полон (пурна). Та жизнь абсолютного Бытия — полна.
Осознание этой истины приходит в состоянии космического сознания, но учение в этом стихе простирается до сознания Бога.
Постижение Реальности во всей ее полноте устанавливает состояние жизни, лежащее за пределами Единства Абсолюта и множественности относительного, и создает целостность видения, которая содержит и это, и То в свете Бога, в сознании Бога. Тот, кто достиг такого знания, — “мудрый среди людей”. В соответствии с этим выражением, “люди” — это те, кто постиг либо истину деятельности2, либо истину тишины3. Но “мудрый” — это тот, кто постиг истину обеих, либо в состоянии их раздельности в космическом сознании, либо в состоянии их Единства — в сознании Бога.
Из данного в этом стихе определения человека можно сделать вывод, что тот, кто не постиг истину деятельности или истину тишины не заслуживает называться человеком. Значит, главная черта жизни человека в том, чтобы он утвердился либо на пути знания, либо на пути действия. А если он хочет быть “мудрым”, тогда он должен стремиться охватить обе эти цели.
“Он завершил все действие” значит, что в своей индивидуальной жизни он исполнил все виды деятельности — и грубо материальную, и тонкую. Более того, он также осуществил деятельность на уровне космической жизни. Деятельность на индивидуальном уровне включает не только обычную умственную и физическую активность, но также и тончайшую деятельность выхода за пределы сознания и достижения Единства с божественным Бытием. На космическом уровне различают, два таща деятельности: во-первых, деятельность в космическом- сознании, находящуюся в полном соответствии с процессом эволюции, и во-вторых, деятельность в сознании Бога, протекающую на уровне предельного Единства жизни.
“Он завершил все действие” значит также, что он достиг совершенства. Действие — это способ исполнения своих желаний. “Завершить все действие” значит выполнить все желания, что указывает на то, что человек достиг осуществления. Следует заметить, что совершение действия — это не только получение плода действия. Это получение плода действия вместе со свободой от сковывающего влияния действия и его результатов. Способность в действии видеть бездействие и в бездействии — действие есть результат осуществления, достигнутого через прямой опыт абсолютного блаженства и вечной свободы от пут, что присуще состоянию космического сознания, в котором высшее “Я” ощущается как существующее отдельно от деятельности.
В этом стихе очень важную роль играет последовательность высказываний. Для того, чтобы показать, что тот, “кто в действии видит бездействие, а в бездействии видит действие”, отнюдь не сумасшедший, Господь присовокупляет, что такой человек обладает большим пониманием, чем другие люди, он — “мудрый среди людей”. Далее, для того чтобы показать, что этот мудрец не просто человек, занятый теоретизированием и чисто идеалистическим мышлением, Господь говорит: “Он достиг единства”, подразумевая, что он человек практичный, который реализовал себя в жизни.
В этом стихе выделяются четыре фразы, каждая из которых содержит свою отчетливую и независимую мысль:
- В действии видит бездействие
- В бездействии видит действие
- Мудрый среди людей, он достиг единства
- Он завершил все действие
Интересно, что каждая из этих мыслей успешно развивается в следующих пяти стихах. Первая мысль этого стиха развивается в первой мысли каждого из пяти стихов. Вторая, третья и четвертая мысли этого стиха развиваются соответственно во второй, третьей и четвертой мысли пяти других стихов.
Сравнительное изучение этих пяти стихов, представляющих собой учение о действии, обобщено в конце комментария к стиху 23.
Представление о том, что такое действие в бездействии и бездействие — в действии, Господь дал Арджуне в стихах 13 и 14 на примере самого Себя. Поэтому для данного стиха достаточно простой констатации факта, и можно не вдаваться в какие-либо подробности или объяснения. Однако следующие строфы обсуждают этот момент, рассматривая более конкретно практическую жизнь.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В тексте комментируется стих 4.18 Веданты, который говорит о мудром человеке, который видит действие в бездействии и наоборот. Он достиг единства и завершил все действие, благодаря своему якорю — тишине внутреннего Бытия. Это учение позволяет человеку соединить активный мир трех гун с тишиной Бытия и достичь сосуществования преходящего и вечного. Тот, кто достиг такого знания, — «мудрый среди людей». Он завершил все действие и достиг совершенства. В тексте подчеркивается, что для того, чтобы быть мудрым, человек должен стремиться охватить истину деятельности и истину тишины.