TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.18

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.18

Краткое содержание

Текст содержит комментарии к тексту Веданты — стих 4.18. В нем говорится о мудром человеке, который видит действие в бездействии и наоборот. Он достиг единства и завершил все действие. Он может оставаться тихим во время деятельности благодаря своему якорю — тишине внутреннего Бытия. Это учение позволяет человеку соединить активный мир трех гун с тишиной Бытия и достичь сосуществования преходящего и вечного. Тот, кто достиг такого знания, — “мудрый среди людей”. Он завершил все действие и достиг совершенства.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.18

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 4.18

Тот, кто в действии видит бездействие и в бездействии видит действие,мудрый среди людей. Он достиг единства, он завершил все действие.

“В действии видит бездействие”: это значит, что в то время как ум занят чувствами, а через них — действием, у него есть якорь — тишина внутреннего Бытия. Этот якорь дает ощущение тишины посреди всякой деятельности.

Для человека, который “в действии видит бездействие”, пронизанность всего поля действия недеятельным, вечно безмолвным Бытием есть живая Реальность. Действие не заслоняет от него состояние бездействия, или Бытие, лежащее в его основе. Он живет в вечно безмолвном Бытии, которым проникнута вся деятельность чувств, ума и тела; он видит тишину в деятельности и деятельность в тишине.

Вот учение, позволяющее человеку обогатить освобождение, достиг­нутое знанием того, что “это гуны воздействуют на гуны”’. Оно соединяет активный мир трех гун с тишиной Бытия и таким образом, на уровне тишины, устанавливает сосуществование преходящего и вечного. Оно подтверждает основное учение Упанишад: “пурнамадах, пурнамидам” — этот проявленный мир деятельности полон (пурна). Та жизнь абсолютного Бытия — полна.

Осознание этой истины приходит в состоянии космического сознания, но учение в этом стихе простирается до сознания Бога.

Постижение Реальности во всей ее полноте устанавливает состояние жизни, лежащее за пределами Единства Абсолюта и множественности относительного, и создает целостность видения, которая содержит и это, и То в свете Бога, в сознании Бога. Тот, кто достиг такого знания, — “мудрый среди людей”. В соответствии с этим выражением, “люди” — это те, кто постиг либо истину деятельности2, либо истину тишины3. Но “мудрый” — это тот, кто постиг истину обеих, либо в состоянии их раздельности в космическом сознании, либо в состоянии их Единства — в сознании Бога.

Из данного в этом стихе определения человека можно сделать вывод, что тот, кто не постиг истину деятельности или истину тишины не за­служивает называться человеком. Значит, главная черта жизни человека в том, чтобы он утвердился либо на пути знания, либо на пути действия. А если он хочет быть “мудрым”, тогда он должен стремиться охватить обе эти цели.

“Он завершил все действие” значит, что в своей индивидуальной жизни он исполнил все виды деятельности — и грубо материальную, и тонкую. Более того, он также осуществил деятельность на уровне косми­ческой жизни. Деятельность на индивидуальном уровне включает не толь­ко обычную умственную и физическую активность, но также и тончайшую деятельность выхода за пределы сознания и достижения Единства с бо­жественным Бытием. На космическом уровне различают, два таща дея­тельности: во-первых, деятельность в космическом- сознании, находящу­юся в полном соответствии с процессом эволюции, и во-вторых, дея­тельность в сознании Бога, протекающую на уровне предельного Единства жизни.

“Он завершил все действие” значит также, что он достиг совершен­ства. Действие — это способ исполнения своих желаний. “Завершить все действие” значит выполнить все желания, что указывает на то, что человек достиг осуществления. Следует заметить, что совершение действия — это не только получение плода действия. Это получение плода действия вме­сте со свободой от сковывающего влияния действия и его результатов. Способность в действии видеть бездействие и в бездействии — действие есть результат осуществления, достигнутого через прямой опыт абсолют­ного блаженства и вечной свободы от пут, что присуще состоянию кос­мического сознания, в котором высшее “Я” ощущается как существующее отдельно от деятельности.

В этом стихе очень важную роль играет последовательность выска­зываний. Для того, чтобы показать, что тот, “кто в действии видит без­действие, а в бездействии видит действие”, отнюдь не сумасшедший, Господь присовокупляет, что такой человек обладает большим понима­нием, чем другие люди, он — “мудрый среди людей”. Далее, для того чтобы показать, что этот мудрец не просто человек, занятый теоретизи­рованием и чисто идеалистическим мышлением, Господь говорит: “Он достиг единства”, подразумевая, что он человек практичный, который реализовал себя в жизни.

В этом стихе выделяются четыре фразы, каждая из которых содержит свою отчетливую и независимую мысль:

  1. В действии видит бездействие
  2. В бездействии видит действие
  3. Мудрый среди людей, он достиг единства
  4. Он завершил все действие

Интересно, что каждая из этих мыслей успешно развивается в сле­дующих пяти стихах. Первая мысль этого стиха развивается в первой мысли каждого из пяти стихов. Вторая, третья и четвертая мысли этого стиха развиваются соответственно во второй, третьей и четвертой мысли пяти других стихов.

Сравнительное изучение этих пяти стихов, представляющих собой учение о действии, обобщено в конце комментария к стиху 23.

Представление о том, что такое действие в бездействии и бездейст­вие — в действии, Господь дал Арджуне в стихах 13 и 14 на примере самого Себя. Поэтому для данного стиха достаточно простой констатации факта, и можно не вдаваться в какие-либо подробности или объяснения. Однако следующие строфы обсуждают этот момент, рассматривая бо­лее конкретно практическую жизнь.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

В тексте комментируется стих 4.18 Веданты, который говорит о мудром человеке, который видит действие в бездействии и наоборот. Он достиг единства и завершил все действие, благодаря своему якорю — тишине внутреннего Бытия. Это учение позволяет человеку соединить активный мир трех гун с тишиной Бытия и достичь сосуществования преходящего и вечного. Тот, кто достиг такого знания, — «мудрый среди людей». Он завершил все действие и достиг совершенства. В тексте подчеркивается, что для того, чтобы быть мудрым, человек должен стремиться охватить истину деятельности и истину тишины.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты