Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.39
To, что тебе было изложено, есть понимание с точки зрения Санкхьи; услышь это сейчас с точки зрения Йоги. Утвердившись интеллектом благодаря ей, О Партха, ты отбросишь сковывающее влияние действия.
Йога, путь Единения, — это прямой путь к опыту сущностной природы Реальности. Эта Реальность описана и интеллектуально понята системой, которую Господь называет Санкхьей, и которая была очерчена в предыдущих стихах.
Санкхья Бхагавад-Гиты представляет принципы всех шести систем Индийской философии, а Йога Бхагавад-Гиты представляет их практические аспекты.
Этот стих иллюстрирует методику разумного обучения. Одним приемом знакомят с предметом и разъясняют его результат, так что, видя и масштаб предмета, и возможность достижения желаемой цели, ученик жаждет начать практику. Ведь Господь уверяет его, что он “отбросит сковывающее влияние действия”, когда его интеллект утвердится в Йоге.
Интеллектуальное понимание Реальности убеждает человека в существовании более благородного и более постоянного поля жизни, которое лежит за пределами и в основе обычного уровня феноменального существования. Это было целью беседы до этого момента. Теперь Господь Кришна желает ознакомить Арджуну с практикой, посредством которой его интеллект утвердится в Реальности. Это даст ему тот положительный опыт истины существования, который принесет ему состояние, в котором на него не воздействует сковывающее влияние действия.
Непосредственный опыт трансцендентального блаженства дает человеку столь огромное удовлетворение, что радостям относительного мира не удается произвести на него глубокого впечатления, и он поднимается над сковывающим влиянием действия, так же, как преуспевающий бизнесмен, достигший огромного богатства, не подвержен влиянию мелких потерь или приобретений.
Употребляя слово “интеллект”, Господь проясняет, что ум, очищенный или упорядоченный мудростью Санкхьи, утверждается в высшем “Я” через практику Йоги.
Как уже было показано в комментарии к стиху 15, для того, чтобы достигнуть понимания жизни с помощью Санкхьи, не требуется никакой практики. Если человек хочет заниматься практикой, ему следует обратиться к Йоге. Употребление слов “интеллект, утвердившийся” указывает, что именно интеллект достигает Йоги, а не блуждающий ум. Предлагается, чтобы ум был поднят до состояния интеллекта с помощью мудрости Санкхьи, а затем был обращен к Йоге, чтобы утвердиться в высшем “Я”. Это представляет Санкхью и Йогу как дополняющие друг друга, момент, который находит развитие в Главе V.
Интересно, что суть мудрости Санкхьи была дана в четырех стихах (12—15), и суть мудрости Йоги также дана в четырех стихах (45—48). Эти две группы из четырех стихов излагают Совершенную мудрость Бха-гавад-Гиты. Все прочие стихи просто расширяют их.
В следующем стихе Господь убеждает Арджуну в простоте и эффективности техники, которую он собирается ему дать и которая утвердит его в полном удовлетворении, состоянии вечной свободы от пут действия.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Данный текст представляет собой комментарий к стиху 2.39 из Бхагавад-Гиты. В этом стихе Господь Кришна объясняет, что йога является прямым путем к опыту сущностной природы Реальности, которая описана и интеллектуально понята системой Санкхьи. Утвердив свой интеллект благодаря йоге, человек может отбросить сковывающее влияние действия и достичь непосредственного опыта трансцендентального блаженства. Данный стих также указывает на дополнительность мудрости Санкхьи и Йоги друг другу. В следующем стихе Господь Кришна представит Арджуне технику, которая поможет ему достичь полного удовлетворения и состояния вечной свободы от пут действия.