TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 2.38

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 2.38

Краткое содержание

В этом тексте Господь Кришна убеждает Арджуну не тратить время на раздумья о победе или поражении, а быть готовым к битве, потому что, сражаясь, он не навлечет на себя греха. Господь подчеркивает, что решение о действии должно приниматься на основе правильности или неправильности, добродетели или греха, а не потери или приобретения. Человек становится невовлеченным в грех, если достиг невозмутимости в удовольствии и боли, обретении и потере, в победе и поражении, что порождено мудростью Санкхьи. В этой мудрости заключается понимание тленной и нетленной фаз жизни, дхармы, взаимоотношений с другими, результатов действия и природы деятеля как не вовлеченного в действие.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 2.38

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 2.38

Достигнув невозмутимости в удовольствии и боли, обретении и потере, в победе и поражении, тогда выходи на битву. Так ты не навлечешь на себя греха.

Разъяснив Арджуне в последнем стихе, что он окажется в выигрыше вне зависимости от того, погибнет ли он или выиграет битву, Господь желает теперь убедить его не терять больше времени в раздумьях о победе или поражении. Что бы ни последовало, ему следует быть готовым сражаться, так как одно, по крайней мере, определенно: сражаясь, он не навлечет на себя греха. Если, с другой стороны, он откажется сражаться, он, несомненно, впадет в грех.

Арджуна был уверен, что, победит ли он, или проиграет битву, убивая, он совершит тяжкий грех. Вот почему в этом стихе, подведя к концу интеллектуальный аспект своей беседы, Господь говорит ему: “Я не прошу тебя сражаться из соображений потери или выгоды, но потому, что, сражаясь, ты не навлечешь на себя греха”.

К несчастью, на протяжении нескольких последних веков эта часть учения Господа Кришны истолковывалась как указание на то, что невоз­мутимое настроение следует развивать, переживая и обретения, и утраты. На самом деле Господь имеет в виду, что, решая, обоснованно ли дей­ствие, первичным должно быть соображение правильности или непра­вильности, добродетели или греха. Не следует принимать решения, исходя из потери или приобретения. При суждении об обоснованности действия первичным соображением должна быть его природа — будет ли оно, или нет, каким-то образом греховным.

Именно цель действия создает потребность в нем. Почувствовав не­обходимость действия, первый шаг — увериться, что оно никоим образом не греховно. Рассуждать о потере или выгоде — только второй шаг. Если это действие, ведущее к осуществлению миссии человека в жизни, или действие, не выполнить которое было бы грешно, тогда выполнение его становится необходимостью. В таком случае соображения сиюминутной потери или выгоды становятся все более неважными.

В этом стихе Господь ясно говорит Арджуне: “Сначала поднимись до мудрости жизни, данной до сих пор (11—37). Утвердившись в этой мудрости, выходи сражаться. Так ты не навлечешь на себя греха”.

“Ты не навлечешь на себя греха”: это гарантия, которую дает Господь. Человек становится невовлеченным в грех — как результат того, что он “достиг невозмутимости в удовольствии и боли, обретении и потере, в победе и поражении”. Это состояние невозмутимости порождено мудро­стью, данной до сих пор Арджуне, начиная с одиннадцатого стиха, муд­ростью Санкхьи, как называет ее Господь в следующем стихе.

Если подытожить, мудрость Санкхьи заключает в себе:

  1. Понимание тленной и нетленной фаз жизни (11—30);
  2. Понимание дхармы (31—33);
  3. Понимание взаимоотношений с другими (33—36);
  4. Понимание результатов действия (36—37);
  5. Понимание природы деятеля как не вовлеченного в действие, что дает начало невозмутимости — в потере и обретении.

Знание тленного и нетленного аспектов жизни расширяет мировоз­зрение и заставляет человека видеть за пределами земной и ограниченной сферы повседневной жизни. Это, дополненное знанием дхармы, вызывает в человеке естественную склонность поступать правильно. Его жизнь становится более полезной для него самого и для других. Через пони­мание своих взаимоотношений с другими он поднимается над своими эгоистическими сторонами до понимания все более и более вселенских аспектов жизни. Растущее вселенское мировоззрение, обогащенное вер­ным пониманием результатов действия, помогает человечеству развиться и добиться прогресса на всех уровнях жизни. И, наконец, с пониманием природы деятеля как невовлеченного, он достигает невозмутимости, под­нимается над влиянием двойственностей, живет жизнью, свободной от греха и страдания, и наслаждается вечной свободой.

Следующий стих начинает учение Йоги, благодаря которому ум под­нимется над связывающим влиянием действия, — учение, благодаря которому разум, развитый мудростью Санкхьи, будет вечно утвержден в единстве жизни, единстве абсолютного Бытия, в вечном освобождении в божественном сознании здесь и сейчас.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

В этом тексте Господь Кришна убеждает Арджуну быть готовым к битве, потому что, сражаясь, он не навлечет на себя греха. Господь подчеркивает, что решение о действии должно приниматься на основе правильности или неправильности, добродетели или греха, а не потери или приобретения. Человек становится невовлеченным в грех, если достиг невозмутимости в удовольствии и боли, обретении и потере, в победе и поражении, что порождено мудростью Санкхьи. В этой мудрости заключается понимание тленной и нетленной фаз жизни, дхармы, взаимоотношений с другими, результатов действия и природы деятеля как не вовлеченного в действие.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты