Краткое содержание
Текст говорит о том, что проблемы не решаются на уровне проблем, а из-за незнания своей сущности и вялости ума. Господь Кришна оценивает положение Арджуны и выражает всю философию жизни, говоря о вечной Реальности и природе мира форм. Слово «позор» описывает состояние Арджуны и его образ мыслей, что порождает в нем потребность в поиске Бога. Господь подчеркивает, что люди чести всегда действуют так, чтобы достичь славы на земле и на небесах, независимо от обстоятельств.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.2
Благословенный Господь сказал: Каким образом этот позор, чуждый благородным людям, навлекающий бесчестье и противный небу, пал на тебя, Арджуна, в этот неурочный час?
Проблемы не разрешаются на уровне проблем. Анализировать проблему, чтобы найти ее решение — все равно что пытаться восстановить свежесть листа, занимаясь самим листом, в то время как решение заключается в том, чтобы полить корни.
Арджуна в предыдущем двадцати одном стихе поднял, в основном, все проблемы, с которыми в то или иное время можно столкнуться в любой жизни в любое время. Когда Господь начинает отвечать, Он не тратит ни момента на доводы Арджуны. Он просто отбрасывает все, что сказал Арджуна, не анализируя это, потому что анализом каждого довода невозможно было бы разрешить ситуацию.
Все жизненные проблемы возникают из-за некоторой вялости ума. Вся вялость ума проистекает из незнания им своей собственной сущно-стной природы, которая универсальна и является источником безграничной энергии и разума. Это незнание своего собственного “я” — основная причина всех проблем, страданий и изъянов в жизни. Чтобы искоренить любую проблему жизни, необходимо только быть выведенным из неведения и приведенным к знанию.
Чтобы привести кого-либо к знанию, необходимо сначала привести его к состоянию ума, когда он станет слушать. Поскольку Арджуна находится в “подвешенном” состоянии, Господь говорит ему то, что потрясет его ум и сделает его способным слушать и понимать.
В этом стихе Господь оценивает положение Арджуны словами, которые предлагают решение. Первое слово, произнесенное Господом Кришной в этой беседе, выражает всю философию жизни, всю Веданту: мир форм и явлений в своей вечно меняющейся природе и абсолютная, вечно неизменная Реальность трансцендентальной природы, — оба полны — “пурнамадах пурнамидам”. Откуда же в таком случае этот позор невежества, причиняющий горе? И опять, коль скоро настоящее состоит из двух “полных”, позор никак не принадлежит настоящему времени; вот почему он “неурочен”” в любой “час”.
Арджуна изложил свои проблемы в стихах 28—46 первой главы; как Господь Кришна видит ситуацию и осуждает ее, ясно из выражений этого стиха.
“Каким образом” указывает на беспочвенность всех доводов. Это слово образует параллель к стиху 28, подводящему основу под доводы Арджуны.
“Позор” — соотносится с содержанием стихов 29—31.
“Чуждые благородным людям” — выражает природу стихов 32—35.
“Навлекающие бесчестье” относится к стихам 36—39.
“Противные небу” соотносится со стихами 40—46.
Господь восклицает, обращаясь к Арджуне: “Как этот позор … пал на тебя?” Он удивлен, и употребляет слово “позор”, чтобы резюмировать общее состояние Арджуны и образ его мыслей. Слово “позор” в сопровождении слов “чуждые благородным людям”, “навлекающие бесчестье”, “противные небу” и “неурочный час” больно ранит Арджуну. Его восприимчивый ум и сердце получили тяжелое потрясение, вытолкнувшее его из состояния оцепенения. Он сразу потерял уверенность в своем образе мыслей. И это заставило его искать Господа.
Следующий стих несет Арджуне другое потрясение и усиливает воздействие, произведенное этим стихом. Господь подразумевает, что независимо от благоприятного или неблагоприятного окружения и обстоятельств, люди чести всегда действуют таким путем, который ведет их к славе здесь, на земле, и на небесах.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Текст говорит о том, что проблемы возникают из-за незнания своей сущности и вялости ума, а не решаются на уровне проблем. Господь Кришна оценивает положение Арджуны и выражает философию жизни, говоря о вечной Реальности и природе мира форм. Слово «позор» описывает состояние Арджуны и его образ мыслей, что порождает в нем потребность в поиске Бога. Господь подчеркивает, что люди чести всегда действуют так, чтобы достичь славы на земле и на небесах, независимо от обстоятельств.