Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.67
Когда умом человека управляет любое из блуждающих чувств, его интеллект увлекается им, как корабль, несомый ветром по воде.
Ум по природе стремится к большему счастью. Предположим, что он наслаждается ощущением благодаря определенному чувству. В своей жажде наслаждаться максимально тем, что данное чувство может дать, ум поглощен процессом наслаждения и в этой односторонней поглощенности теряет силу различения, которая является основной способностью интеллекта. Вот что Господь имеет в виду, когда Он говорит, что чувства крадут у человека интеллект.
Ум готов принять все, что может соблазнить его обещанием счастья. Любой чувственный объект, обещающий счастье, способен завладеть умом. Это не дискредитирует ум, поскольку наслаждаться — в его природе.
Если чувства влекут ум к радостям своих объектов, то это тоже не дискредитирует чувства. Они — механизм, благодаря которому ум наслаждается и, как послушный слуга, они готовы служить уму.
Как корабль увлекается ветром, так и ум совершенно увлекается чувствами вовне, в область грубо материального, к объектам чувств. Он теряет силу концентрации, так как он двигается подобно расходящемуся лучу, и этот ход естественно противоположен концентрированному состоянию интеллекта.
Следующий стих рекомендует контроль чувств ради безопасности.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В данном тексте рассматривается влияние чувств на ум человека. Если ум поглощен процессом наслаждения, то он теряет силу различения и становится односторонне поглощенным. Чувства же, в свою очередь, всегда готовы служить уму, но могут завладеть им, если обещают счастье. Ум, подобно кораблю, может быть увлечен чувствами в область грубо материального, что противоположно концентрированному состоянию интеллекта. В следующем стихе рекомендуется контролировать чувства ради безопасности.