Краткое содержание
В данном тексте рассказывается о мудреце устойчивого интеллекта, который не колеблется ни в скорби, ни в наслаждениях и свободен от привязанностей, страха и гнева. Ум мудреца, достигшего блаженного состояния благодаря Трансцендентальной Медитации, сохраняет удовлетворенность и не подвергается воздействию мирского. Человек, осознавший вечную фазу жизни и бесконечную природу цикла жизни и смерти, не испытывает скорби. Трансцендентальное сознание меняет ценности жизни и делает поведение мудреца отстраненным и необычным для обычного уровня сознания.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.56
Тот, чей ум непоколебим посреди скорбен, кто среди наслаждений свободен от страстного желания, от кого ушли привязанность, страх и гнев, того называют мудрецом устойчивого интеллекта.
“Мудрец” (муни) — определен в этом стихе.
Господь начинает отвечать на вопрос Арджуны о человеке устойчивого интеллекта, который вполне естественно сохраняет равновесие ума, продолжая при этом действовать в поле относительного существования. Стих не дает каких-либо признаков объективной природы, но описывает субъективный аспект человека устойчивого интеллекта.
Как миллионер, который обладает огромным богатством, не подвержен воздействию подъемов и спадов на рынке, так и ум, достигший благодаря Трансцендентальной Медитации состояния сознания-блаженства, естественно сохраняет при выходе из трансцендентального состояния в поле деятельности обретенную удовлетворенность. Эта удовлетворенность, будучи основанной на самой природе ума, не позволяет уму колебаться и подвергаться воздействию ни мирского удовольствия или боли, ни привязанности и страха. Эта естественная невозмутимость ума, даже когда он активно занят, есть состояние устойчивого интеллекта.
“Скорби” возникают в уме из-за недостатка понимания. Когда человек понимает жизнь лишь настолько и не более того, ему не хватает видения жизни во всем объеме, и тогда он испытывает скорбь. Но человек, который понимает и неизменную вечную фазу жизни, и бесконечную природу вечно меняющегося цикла жизни и смерти, осознает мимолетную природу скорби и не будет охвачен ею.
Чувство скорби в сердце в отличие от ума, возникает из-за отсутствия исполнения желаний, от отсутствия любви, отсутствия счастья. Тот, кто практикует Трансцендентальную Медитацию, испытывает блаженство, которое наполняет сердце и приносит с собой вечную удовлетворенность, не оставляющую места для каких-либо отрицательных эмоций, для скорби, депрессии, страха и тому подобного. Оно не оставляет места и для волн радости или иных положительных эмоций, потому что, по своей природе, сердце полное и удовлетворенное. Оно подобно сердцу взрослого человека, не испытывающего никаких чувств при виде игрушек, вызывающих столько эмоций в сердцах детей.
Опыт трансцендентального сознания поднимает сознание человека на уровень, на котором он обнаруживает свое высшее “Я” полностью отделенным от всякой деятельности, и естественно его ценности будут меняться. Ценности жизни различны на разных уровнях эволюции. Вот почему, когда нормальное поведение человека устойчивого интеллекта, утвердившегося на уровне божественного сознания, рассматривается с обычного уровня сознания, оно кажется отличающимся и более чем ненормальным — не затронутым радостью и болью, страхом и гневом.
Основа такого отстраненного состояния жизни объяснена в следующем стихе.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Данный текст описывает мудреца устойчивого интеллекта, который не испытывает колебаний ни в скорби, ни в наслаждениях, а также свободен от привязанностей, страха и гнева. Ум мудреца, достигшего блаженного состояния благодаря Трансцендентальной Медитации, сохраняет удовлетворенность и не подвергается воздействию мирского. Такой мудрец осознает вечную фазу жизни и бесконечную природу цикла жизни и смерти, что не позволяет ему испытывать скорбь. Трансцендентальное сознание меняет ценности жизни и делает поведение мудреца отстраненным и необычным для обычного уровня сознания.