Краткое содержание
В этом тексте говорится об Арджуне, который находится в состоянии «подвешенности» между сердцем и умом, не способный примирить свою любовь к родственникам и зов долга уничтожить зло. Это состояние не является проявлением слабости, а является ценным, так как обеспечивает реальную основу для божественного сообщения. Первое слово Господа Кришны на поле битвы вызвало в Арджуне состояние «подвешенности», которое подготовило его к восхождению на божественную мудрость.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.1
Санджайя сказал: Ему, охваченному состраданием, полному скорби, с глазами, полными муки и наполненными слезами, Мадхусудана (Господь Кришна) сказал такие слова:
“Мадхусудана” — тот, кто убил демона Мадху. Употребление этого слова показывает, что поднимается могущественная сила, которая положит конец парализующему Арджуну “подвешенному” состоянию.
Даже такой необыкновенно живой и понятливый ум, как у Арджуны, оказался застигнут врасплох ситуацией, вышедшей из-под контроля. Он не может примирить сердце с разумом, свою любовь к родственникам — с зовом долга уничтожить зло. На практическом уровне это подобно желанию оставаться в темноте и в то же время быть на свету. Арджуна поставил себе задачу, выполнить которую невозможно, пока он не достигнет состояния сознания, которое оправдает любое его действие и позволит ему даже убивать в любви, поддерживая цели эволюции.
Арджуна не может примирить убийство и любовь. Это не слабость с его стороны и никак не умаляет его величия. Любой человек такого же высокого развития пришел бы к этому состоянию “подвешенности” между сердцем и умом.
Арджуна — человек по натуре динамичный. Его сердце было полно любви, и все же, на этот раз он не мог любить тех, кто дорог ему. Его ум был ясен, насторожен и целеустремлен, и все же он не мог на этот раз действовать согласно его велениям. В этом состоянии он не мог сражаться и удовлетворить свой ум, не мог он и любить дорогих ему, и удовлетворить свое сердце. По этой причине он был полон скорби.
Арджуна не был в замешательстве, как это часто пытались представить комментаторы. Его сердце и ум были на высоте понятливости, но они не могли показать ему линию действия для осуществления их противоречивых устремлений. Даже это не выбило Арджуну из равновесия, так как Санджайя говорит: “С глазами, полными муки и наполненными слезами”. Если бы Арджуна был выбит из равновесия, взгляд его был бы безучастным. Но в его глазах была жизнь, в них видна мука, и слезы выражают состояние сердца. “Мука”, что видна в глазах, выражает огромную тревогу Арджуны и показывает живость его ума.
Последовательность выражений, употребленных в этом стихе, крайне важна для вхождения в истинное состояние Арджуны. “Охваченный состраданием” — показывает, что его сердце наполнено одним состраданием. Далее следует выражение “полный скорби”. Если сердце полно состраданием, то в нем нет места для эмоции столь несхожего качества, такой, как скорбь. Отсюда ясно, что фраза “полный скорби” не имеет отношения к сердцу Арджуны. Она описывает не эмоцию, а только состояние его ума.
Итак, сердце Арджуны было полно сострадания, а его ум — полон скорби. Было бы неправильным толковать его состояние как проявление слабости или замешательства. Этот стих показывает Арджуну в полноте его достоинства: на высоте своего интеллекта, чувствительности и понятливости, и в то же время без какой-либо линии действия.
Это состояние “подвешенности” ценно, так как обеспечивает реальную основу для божественного сообщения. На первый взгляд, оно представляется результатом обстоятельств, на самом же деле оно вызвано первым словом Господа Кришны на поле битвы. Чистота жизни Арджуны, получая волну любви от Господа Кришны, развилась в состояние “подвешенности” и подготовила почву для восхода божественной мудрости.
Здесь изображен человек мира, который собирается получить величайшую божественную мудрость, когда-либо открытую смертному. Чтобы обнаружить настоящего Арджуну, на которого снизошло благословение, мы должны заглянуть в то, что скрывается за этими слезами и скорбью. Внешне проявляющиеся слезы и горе служат для того, чтобы защитить внутренний ореол сознания в состоянии временного бездействия. Так под горькой кожурой апельсина содержится сладкий сок. Видимая, воспринимаемая чувствами сторона мира не столь привлекательна, но внутри нее — алтарь Бога, чей свет поддерживает нашу жизнь.
Господь Кришна не позволит даже внешнему аспекту жизни Арджуны выглядеть скорбно. Он улучшит также и внешний вид. И, имея это в виду, Он поражает Арджуну, как только Он начинает свою речь.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Этот текст описывает состояние Арджуны, который находится в трудном положении, неспособный примирить свою любовь к своим родственникам и зов долга уничтожить зло. Однако это состояние не является проявлением слабости, а наоборот, подготавливает его к восхождению на божественную мудрость. Арджуна не может примирить убийство и любовь, что не делает его слабым, а наоборот, показывает его высокую чувствительность и понимание. Сердце Арджуны было полно сострадания, а его ум — полон скорби. Но это не выбивает его из равновесия, и он находится на высоте своего интеллекта и понятливости, и в то же время без какой-либо линии действия.