TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 2.47

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 2.47

Краткое содержание

Данный текст представляет собой комментарий к стиху 2.47 из Бхагавад-гиты. Господь Кришна говорит о том, что деятель должен быть поглощен самим действием, а не заботиться о плодах этого действия. Только таким образом он достигнет максимальных результатов. Учение о неожиданности плода действия имеет космическое значение, так как поддерживает процесс эволюции. Следующий стих указывает, что для каждого возможно жить ценностями Божественного в мире.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 2.47

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 2.47

Ты контролируешь только действие и никогда — его плоды. Живи не ради плодов действия, и не привязывай себя к бездействию,

Здесь изумительная последовательность указании. Этот стих —         еще раз демонстрирует осведомленность Господа Кришны и Его глубокое проникновение в ум Арджуны.

Поскольку в стихе 45 Арджуне было указано “быть без трех гун”, а в следующем стихе было сказано, что в результате этого он сможет исполнить все свои желания в относительном поле, он вполне мог за­ключить, что больше ничего от него и не требуется. Поэтому, чтобы не вызвать у Арджуны отвращения к действию, Господь говорит в этом стихе: “Ты контролируешь только действие”. Это должно дать Арджуне почувствовать, что он не должен заботиться ни о чем, кроме действия. Ему следует быть настолько поглощенным самим действием, чтобы не замечать ничего другого, даже плодов этого действия. По этой причине Господь присовокупляет: “никогда — его плоды”.

Это не значит, что Арджуна не должен сражаться ради победы в битве; это не значит, что действие следует совершать, не заботясь о его результате. Это было бы лицемерием.

Именно ожидаемые плоды действия побуждают человека действовать. Именно желание результата заставляет его начать действовать и позволяет ему быть настойчивым в процессе действия. Господь хочет показать, что результат действия будет значительнее, если деятель вложит все свое внимание и энергию в само действие, если он не позволит своему вниманию и энергии рассеиваться при размышлениях о результате. Ре­зультат будет в согласии с действием, в этом нет никакого сомнения.

Если студент все время думает о предстоящем экзамене, это помешает успеху занятий и подставит под удар результат. Именно для того, чтобы гарантировать больший успех действия, деятеля просят не заботиться о результате по ходу действия. Но это не подразумевает, что он должен быть безразличен к результатам. Сознательное безразличие к результатам определенно ослабит процесс действия и это также ослабит результаты.

Было бы нелепым делать из этого стиха вывод, что человек не имеет права на плоды своего действия. Только техника для достижения макси­мального результата дана здесь. Деятель обладает полным правом на­слаждаться плодами своего действия; Господь говорит, что у него нет контроля над плодами, потому что плоды неизбежно согласуются с дей­ствием. Определив задачу, начав действовать и будучи внутренне погло­щенным процессом действия, ему следует осуществлять действие с такой совершенной преданностью и таким сосредоточенным вниманием, чтобы забыть даже о его плодах. Только таким путем он достигнет максимальных результатов от того, что он делает.

Учение о неожидании плода действия имеет даже более глубокое, космическое значение, так как оно поддержано самим процессом эво­люции. Если человек захвачен плодом действия, тогда вся его единст­венная забота сосредоточена на горизонтальной плоскости жизни. Не видя ничего выше, чем действие и его плод, он упускает из виду Боже­ственное, которое пронизывает действие и является всемогущей силой в его основе, ведущей его к конечному осуществлению. Он, таким об­разом, теряет непосредственный контакт с вертикальной плоскостью жиз­ни, на которой основан процесс эволюции.

Итак, ясно, что учение Господа, с одной стороны, поддерживает де­ятельность, а с другой стороны, утверждает эволюцию и свободу.

Следующий стих указывает, что для каждого возможно жить ценно­стями Божественного в миру.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

Данный текст является комментарием к стиху 2.47 из Бхагавад-гиты. В этом стихе Господь Кришна говорит о том, что деятель должен быть поглощен самим действием, а не заботиться о плодах этого действия. Только таким образом он достигнет максимальных результатов. Учение о неожиданности плода действия имеет космическое значение, так как поддерживает процесс эволюции. Для каждого возможно жить ценностями Божественного в мире. Учение Господа поддерживает деятельность, а также утверждает эволюцию и свободу.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты