TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 2.58

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 2.58

Краткое содержание

Статья описывает состояние устойчивого интеллекта человека, чьи чувства не имеют внешней направленности, как у черепахи, втягивающей конечности под панцирь. Чувства могут быть увлечены внешним опытом, но не поглощены им до такой степени, чтобы передавать уму впечатления достаточно глубокие, чтобы стать семенем будущих желаний. Установившийся интеллект имеет мало общего с активностью или неактивностью чувств; его основа лежит в естественном состоянии непривязанности. Данный принцип раскрывает внутреннее состояние непривязанности на чувственном уровне в состоянии установившегося интеллекта.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 2.58

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 2.58

И когда такой человек удалит свои чувства от их объектов, как черепаха, со всех сторон втягивающая конечности под панцирь, его интеллект утвердился.

Этот стих отображает состояние чувств человека устойчивого интел­лекта, проводя сравнение с втянутыми под панцирь конечностями чере­пахи, так что со стороны кажется, что у нее вообще их нет. Этим примером Господь также подразумевает, что невозможно выразить внешние при­знаки или какие-либо отличительные черты человека устойчивого интел­лекта. Но, по крайней мере, ясно одно: его чувства “втянуты” внутрь, они не имеют внешней направленности.

Может показаться, что человек устойчивого интеллекта, к которому возвращается этот стих, это лишь тот, кто находится в состоянии транс­цендентального сознания, так как только в этом состоянии чувства со­вершенно удалены от своих объектов. Но выражение “удалит свои чувства” не обязательно означает, что чувства не ощущают внешних объектов, как в состоянии трансцендентального сознания. Чувства могут быть увлечены внешним опытом и, в то же время, не быть поглощенными им до такой степени, чтобы передавать уму впечатления достаточно глубокие, чтобы стать семенем будущих желаний. Очень важно понять этот стих именно так; иначе человек устойчивого интеллекта будет вынужден навсегда ос­таться за пределами области чувственной деятельности, что просто фи­зически невозможно. Установившийся интеллект, в действительности, имеет мало общего с активностью или неактивностью чувств; его основа лежит в естественном состоянии непривязанности, описанном в пред­ыдущем стихе. Очевидно поэтому, что данный стих ссылается не только на трансцендентальное сознание, но и на космическое сознание, при котором чувства могут пребывать в состоянии непривязанности, даже когда они активны.

Господь здесь подчеркивает, что в состоянии установившегося ин­теллекта чувства, будучи свободными от влечения к своим объектам, ос­таются как бы удаленными от них. Когда ум большей частью отождествлен с внутренним Бытием, чувства не отождествляют себя со своими объек­тами. Более того, следующий стих показывает, что, когда чувства откры­ваются безграничному величию Высшего, они теряют даже влечение к своим объектам. Это проясняет, что, когда трансцендентное Бытие за­полняет ум и переживается на чувственном уровне, тогда интеллект ста­новится утвердившимся.

Это состояние очень отличное от простого непотворствования чувст­вам, которое, конечно, не является абсолютным критерием установивше­гося интеллекта. Человек, который из-за каких-либо обстоятельств не наслаждается объектами чувств, может показаться похожим на втянувшую конечности черепаху, хотя ум внутренне может быть активным, спокойно поглощенным мыслью о радостях чувств. Очевидно, такое состояние ума не является решительным; это не установившийся интеллект.

Высказанный здесь принцип не зависит от того, активны ли чувства. Он раскрывает внутреннее состояние непривязанности, на чувственном уровне, в состоянии установившегося интеллекта.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

Данная статья описывает состояние устойчивого интеллекта человека, чьи чувства не имеют внешней направленности, а их основа лежит в естественном состоянии непривязанности. Стих 2.58 Бхагавад-Гиты подразумевает, что невозможно выразить внешние признаки или какие-либо отличительные черты человека устойчивого интеллекта. Установившийся интеллект, в действительности, имеет мало общего с активностью или неактивностью чувств; его основа лежит в естественном состоянии непривязанности. Очевидно поэтому, что данный стих ссылается не только на трансцендентальное сознание, но и на космическое сознание, при котором чувства могут пребывать в состоянии непривязанности, даже когда они активны.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты