Краткое содержание
Статья описывает состояние устойчивого интеллекта человека, чьи чувства не имеют внешней направленности, как у черепахи, втягивающей конечности под панцирь. Чувства могут быть увлечены внешним опытом, но не поглощены им до такой степени, чтобы передавать уму впечатления достаточно глубокие, чтобы стать семенем будущих желаний. Установившийся интеллект имеет мало общего с активностью или неактивностью чувств; его основа лежит в естественном состоянии непривязанности. Данный принцип раскрывает внутреннее состояние непривязанности на чувственном уровне в состоянии установившегося интеллекта.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.58
И когда такой человек удалит свои чувства от их объектов, как черепаха, со всех сторон втягивающая конечности под панцирь, его интеллект утвердился.
Этот стих отображает состояние чувств человека устойчивого интеллекта, проводя сравнение с втянутыми под панцирь конечностями черепахи, так что со стороны кажется, что у нее вообще их нет. Этим примером Господь также подразумевает, что невозможно выразить внешние признаки или какие-либо отличительные черты человека устойчивого интеллекта. Но, по крайней мере, ясно одно: его чувства “втянуты” внутрь, они не имеют внешней направленности.
Может показаться, что человек устойчивого интеллекта, к которому возвращается этот стих, это лишь тот, кто находится в состоянии трансцендентального сознания, так как только в этом состоянии чувства совершенно удалены от своих объектов. Но выражение “удалит свои чувства” не обязательно означает, что чувства не ощущают внешних объектов, как в состоянии трансцендентального сознания. Чувства могут быть увлечены внешним опытом и, в то же время, не быть поглощенными им до такой степени, чтобы передавать уму впечатления достаточно глубокие, чтобы стать семенем будущих желаний. Очень важно понять этот стих именно так; иначе человек устойчивого интеллекта будет вынужден навсегда остаться за пределами области чувственной деятельности, что просто физически невозможно. Установившийся интеллект, в действительности, имеет мало общего с активностью или неактивностью чувств; его основа лежит в естественном состоянии непривязанности, описанном в предыдущем стихе. Очевидно поэтому, что данный стих ссылается не только на трансцендентальное сознание, но и на космическое сознание, при котором чувства могут пребывать в состоянии непривязанности, даже когда они активны.
Господь здесь подчеркивает, что в состоянии установившегося интеллекта чувства, будучи свободными от влечения к своим объектам, остаются как бы удаленными от них. Когда ум большей частью отождествлен с внутренним Бытием, чувства не отождествляют себя со своими объектами. Более того, следующий стих показывает, что, когда чувства открываются безграничному величию Высшего, они теряют даже влечение к своим объектам. Это проясняет, что, когда трансцендентное Бытие заполняет ум и переживается на чувственном уровне, тогда интеллект становится утвердившимся.
Это состояние очень отличное от простого непотворствования чувствам, которое, конечно, не является абсолютным критерием установившегося интеллекта. Человек, который из-за каких-либо обстоятельств не наслаждается объектами чувств, может показаться похожим на втянувшую конечности черепаху, хотя ум внутренне может быть активным, спокойно поглощенным мыслью о радостях чувств. Очевидно, такое состояние ума не является решительным; это не установившийся интеллект.
Высказанный здесь принцип не зависит от того, активны ли чувства. Он раскрывает внутреннее состояние непривязанности, на чувственном уровне, в состоянии установившегося интеллекта.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Данная статья описывает состояние устойчивого интеллекта человека, чьи чувства не имеют внешней направленности, а их основа лежит в естественном состоянии непривязанности. Стих 2.58 Бхагавад-Гиты подразумевает, что невозможно выразить внешние признаки или какие-либо отличительные черты человека устойчивого интеллекта. Установившийся интеллект, в действительности, имеет мало общего с активностью или неактивностью чувств; его основа лежит в естественном состоянии непривязанности. Очевидно поэтому, что данный стих ссылается не только на трансцендентальное сознание, но и на космическое сознание, при котором чувства могут пребывать в состоянии непривязанности, даже когда они активны.