Краткое содержание
В данном тексте объясняется, что когда ум постоянно живет с ощущением трансцендентального блаженства в состоянии космического сознания, тогда впечатления прошлого опыта не способны снова захватить его. Таким образом, просветленный «отбрасывает привязанность к плоду действия», совершенного в прошлом. Действие просветленного человека в мире не способно заронить зерно будущих действий, так как его переживания не способны произвести на ум какого-либо глубокого впечатления, из которого возникли бы будущие желания.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.20
Отбросивший привязанность к плоду действия, вечно удовлетворенный, ни от чего не зависящий, даже будучи всецело занят действием, он не действует вовсе.
В комментарии к предыдущему стиху уже объяснялось, как, с развитием космического сознания, непривязанность становится столь глубокой, что человек отбрасывает даже “привязанность к плоду действия”.
Данный стих можно рассмотреть под другим углом зрения. Когда мы пробуем чистый мед, его сладкий вкус превосходит по степени все другие ранее испытанные нами ощущения сладости. Если язык будет продолжать наслаждаться вкусом меда, то прежние вкусовые ощущения просто не смогут возникнуть вновь. Вот что происходит, когда ум постоянно живет с ощущением трансцендентального блаженства в состоянии космического сознания; тогда впечатления прошлого опыта не способны снова захватить его. Вот каким образом просветленный “отбрасывает привязанность к плоду действия”, совершенного в прошлом.
Если чей-то язык сохраняет концентрированное ощущение сладости и при этом он пробует другие сладости, эти вкусовые ощущения не оставляют какого-либо значимого впечатления. Когда человек, утвердившийся в блаженстве абсолютного Бытия, действует в относительном поле жизни, его переживания не способны произвести на ум какого-либо глубокого впечатления, из которого возникли бы будущие желания. Так прерывается цикл “Действие — Впечатление — Желание — Действие”. Именно поэтому у просветленного человека деятельность и опыт в миру лишены возможности заронить зерно будущих действий. Это будет далее разъяснено в следующем стихе.
“Даже будучи полностью занят действием”: его органы действия’ продолжают выполнять свои обязанности, предписанные природой, его органы чувств заняты подобным же образом. Именно в этом смысле он действует.
“Он не действует вовсе”: его ум, утвердившийся в полноте Бытия, остается не вовлеченным в деятельность. Таково его состояние жизни — внешне он занят деятельностью, внутренне он пребывает в вечной тишине.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В данном тексте объясняется, что когда ум постоянно живет с ощущением трансцендентального блаженства в состоянии космического сознания, тогда впечатления прошлого опыта не способны снова захватить его. Пребывая в вечной тишине, просветленный человек отбрасывает привязанность к плоду действия, совершенного в прошлом. Его действия в мире не способны заронить зерно будущих действий, так как его переживания не производят глубокого впечатления, из которого возникли бы будущие желания.