Краткое содержание
Данный текст описывает трудность достижения состояния отречения без Йоги. Слово «Йога» здесь означает состояние Единения, трансцендентальное сознание. Состояние Брахмана, которое является полнотой относительного и Абсолютного вместе взятых, лучше всего воспринимается на уровне Единения, ставшего постоянным, трансцендентального сознания. Это состояние космического сознания дает опыт Саньясы, обособленности высшего «Я» от деятельности; разделенность относительного и Абсолютного здесь становится живой реальностью. Господь ссылается на этот процесс становления постоянного Единения, когда Он говорит: «без долгого промедления». Постоянная практика достижения Йоги, или Единения с божественным сознанием, приводит ум к состоянию, которое дает вечную удовлетворенность, тем самым утверждая естественное состояние Саньясы, или отречения. Однако, естественный процесс достижения этого состояния нужно только чередовать с естественной деятельностью повседневной жизни, чтобы привести его к постоянству. Весь процесс — естественный, вот почему он не занимает много времени.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.6
Отречения в самом деле трудно достичь без Йоги, О сильнорукий. Мудрец, сосредоточенный на Йоге, приходит к Брахману без долгого промедления.
Этот стих вполне разъясняет, что состояния отречения “в самом деле трудно достичь,” что отделенность Бытия от деятельности трудно постичь, пока ум не утвердился прочно в Бытии.
Здесь слово “Йога” не означает ни Карма Йоги, ни практики достижения трансцендентального сознания’; оно означает само состояние Единения, трансцендентальное сознание.
Состояние Брахмана, которое является полнотой относительного и Абсолютного вместе взятых, лучше всего воспринимается на уровне Единения, ставшего постоянным, трансцендентального сознания, ставшего постоянным. Это состояние космического сознания дает опыт Саньясы, обособленности высшего “Я” от деятельности; разделенность относительного и Абсолютного здесь становится живой реальностью.
Господь ссылается на этот процесс становления постоянного Единения, когда Он говорит: “без долгого промедления”. Это потому, что состояние Единения, или трансцендентальное сознание, будучи блаженствующим по своей природе, заманчиво для ума. Ум приходит к нему, привлекаемый своей собственной природой, которая всегда хочет наслаждаться больше. Таким образом, достижение Единения становится легким, при отсутствии сопротивления2.
Естественный процесс достижения этого состояния нужно только чередовать с естественной деятельностью повседневной жизни, чтобы привести его к постоянству. Так, ясно, что весь процесс — естественен; вот почему он не занимает много времени.
Человек, достигший космического сознания, всегда утвержден в высшем “Я”, даже в то время, когда занят деятельностью. Это состояние сознания — зрелое состояние Саньясы, состояние полной непривязанности высшего “Я” к деятельности даже в то время, когда деятельность продолжается в относительной области жизни. Такая полная непривязанность невозможна, пока ум не утвердится в вечной удовлетворенности. Постоянная практика достижения Йоги, или Единения с божественным сознанием, приводит ум к состоянию, которое дает вечную удовлетворенность, тем самым утверждая естественное состояние Саньясы, или отречения.
По мере роста в направлении космического сознания, удовлетворенность растет; и с ростом внутренней удовлетворенности восприятие разделенности Бытия и деятельности возрастает, пока ум не укоренится и природе Бытия. Этим он достиг космического сознания. Показывая трудность достижения отречения без Йоги, Господь указывает, что просто подняться к состоянию, где Йога и Саньяса станут повседневной привычкой жизни.
Этот стих поет славу Единению. Оно — основа подлинного отречения и дает начало состоянию Брахмана в повседневной жизни человека.
Следующий стих показывает, как посредством этого Единения человек поднимается над сковывающим влиянием действия и живет жизнью вечной свободы.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Данный текст говорит о трудностях достижения состояния отречения без Йоги. Йога здесь означает состояние Единения, трансцендентальное сознание, которое дает опыт Саньясы, обособленности высшего «Я» от деятельности. Чтобы достичь этого состояния, нужно постоянно практиковать Йогу, или Единение с божественным сознанием, и чередовать ее с естественной деятельностью повседневной жизни. Постепенно ум утверждается в вечной удовлетворенности, возрастает восприятие разделенности Бытия и деятельности, и человек достигает космического сознания. Весь процесс естественен и не занимает много времени, но требует упорной практики.