Краткое содержание
В данном тексте описывается состояние мудреца, чьи чувства, ум и интеллект контролируются, целью которого является освобождение, и который свободен от желания, страха и гнева. Его усилия направлены на практику медитации и уравновешенную деятельность. Он достиг состояния совершенного отречения, которое является вершиной философии отречения. Однако возникает вопрос о том, является ли это достаточным для осуществления жизни. В следующем стихе будет дан ответ на этот вопрос.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.28
Мудрец, чьи чувства, ум и интеллект контролируются, чья цель — освобождение, кого покинули желание, страх и гнев, воистину навсегда свободен.
“Мудрец” (муни): См. II, 56, 59.
“Чувства, ум и интеллект” контролируются “познав того, кто за пределами интеллекта”(П1, 43).
“Чья цель — освобождение”: означает, что все его усилия однонаправленно нацелены на освобождение. Он следует неуклонно верным путем, проторенным “древними искателями освобождения” (IV, 15). Весь распорядок его жизни посвящен практике медитации и уравновешенной деятельности1.
В результате этой постоянной практики он вполне естественно становится свободным от желания, страха и гнева. “Кого покинули желание, страх и гнев” указывает, что он ничего не делал, чтобы избавиться от них — они сами покинули его2.
Данный стих описывает даже более совершенное состояние реализации, чем то, что изображено в стихе 26. Там выражение “освобожденный от желания и гнева” указывает, что человек отказался от них; выражение из данного стиха, “кого покинули желание, страх и гнев”, указывает, что они покинули человека.
Причина в том, что он пришел к состоянию, где высшее “Я” ощущается как отделенное от деятельности, и таким образом он обнаруживает себя “воистину навсегда свободным”. Это состояние совершенного отречения, достигнутого в космическом сознании. Вот осуществление философии отречения — все отделено от высшего “Я”, достигшего в освобождении совершенного состояния непривязанности.
Это несомненно отмечает вершину отречения. Но возникает вопрос:
“Все ли это, что может предложить философия отречения ?” Если это так, тогда философия не полна, потому что существование, отчужденное от всего, не может быть осуществлением жизни.
На этот тревожный вопрос отвечает следующий стих, который обеспечивает желанное осуществление жизни и показывает, что это осуществление и есть настоящая вершина философии отречения.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В данном тексте описывается состояние мудреца, чьи чувства, ум и интеллект контролируются, целью которого является освобождение, и который свободен от желания, страха и гнева. Его усилия направлены на практику медитации и уравновешенную деятельность. Он достиг состояния совершенного отречения, которое является вершиной философии отречения. Однако возникает вопрос о том, является ли это достаточным для осуществления жизни. В следующем стихе будет дан ответ на этот вопрос.