TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 6.15

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 6.15

Краткое содержание

Этот текст посвящен стиху 6.15 Бхагавад-гиты. В стихе рассказывается о том, что йог, всегда собираясь с дисциплинированным умом, достигает покоя и высшего освобождения, которое пребывает в Боге. Собирание ума во время медитации происходит автоматически и одновременно для ума, чувств, дыхания и тела. Йог должен заботиться во время медитации только о том, чтобы оставаться собранным или в процессе сосредоточения. Ум легко и естественно дисциплинирован «собиранием» и собранностью, и снова состоянием собранности и «собиранием» ума. Когда во время медитации ум собран, он вступает в опыт все более тонких состояний мысли. Испытывая возрастающее очарование с каждым шагом, он становится все более и более удовлетворенным, и это несет покой уму. Этот покой является высшим освобождением и отличается от такого покоя, которого человек может достичь в состоянии сна или благодаря удовлетворению в разнообразных областях жизни.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 6.15

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 6.15

Всегда так собираясь, йог с дисциплинированным умом достигает покоя, высшего освобождения, которое пребывает во Мне.

“Всегда так собираясь”: это выражение относится к практике, объяс­ненной в четырех предыдущих стихах. Когда йог садится медитировать, он продолжает собирать свой ум, то есть он приводит его к тому же “смиренному” состоянию, описанному в предыдущем стихе.

Употребление Господом слова “собираясь”, а не “собирая свой ум” значимо. “Собираясь” значит собирая все аспекты своего существа — тело, дыхание, чувства, ум. Это происходит, когда ум вступает в сферу более тонкого опыта на пути к обретению чистого сознания. Все чувства начинают сливаться и собираются в безмолвном океане Бытия, деятель­ность внутреннего механизма тела начинает погружаться в эту тишину, а дыхание собирается на этом безмолвном уровне космического дыхания. Все различные составляющие человека начинают располагаться на этом уровне чистого Бытия. Это происходит автоматически и одновременно для ума, чувств, дыхания и тела’. Выражение “собираясь”, таким образом, указывает на процесс Трансцендентальной Медитации, непосредственно вызывающей состояние, на которое ссылается приказ Господа: “Будь без трех гун”2.

“Всегда”: значит, что йог должен заботиться во время медитации только о том, чтобы оставаться собранным или в процессе сосредоточе­ния. Либо он остается собранным в состоянии чистого Бытия, упомянутом в предыдущем стихе, либо, если в какой-то момент вся структура со­бранности утрачивается, ему снова придется собраться. Именно этим он и должен заниматься все время. Значимость слова “всегда” ограничена временем медитации. Она не распространяется на все двадцать четыре часа суток йога.

“Йог с дисциплинированным умом”: это выражение, помещенное сра­зу за словом “собираясь”, дает проникновение в технику “собранности”. Как собирается йог, когда во время медитации он теряет состояние со­бранности? “Дисциплинированным умом”, умом, который упорядочен, ро­вен и гармоничен в своем функционировании, так что его действия легки и спокойны. Ум легко и естественно дисциплинирован “собиранием” и собранностью, и снова состоянием собранности и “собиранием” ума. Это значит, что, когда ум отходит от пути медитации, йог спокойно возвращает его назад, без рывков, не вызывая напряжения. Обыкновение во время медитации обращаться со всеми ситуациями развивает деликатным об­разом дисциплину ума, и он перестает неразумно и никчемно блуждать во внешнем поле деятельности.

“Достигает покоя”: когда во время медитации ум собран, он вступает в опыт все более тонких состояний мысли. Испытывая возрастающее очарование с каждым шагом, он становится все более и более удовлет­воренным, и это несет покой уму.

“Высшее освобождение”: употребив слово “покой”, Господь хочет разъяснить природу этого покоя, чтобы отличить его от такого покоя, которого человек может достичь в состоянии сна, когда бремя мысли на время снято, или благодаря удовлетворению в разнообразных областях жизни. Поэтому Он добавляет, что этот покой — высшее освобождение. Человек, который начинает медитацию правильно, под руководством ком­петентного1 человека, несомненно развивает в себе состояние неизмен­ного покоя и вечной свободы и ведет при этом активную жизнь в миру.

“Которая пребывает во Мне”: высшее освобождение заключается не в какой-либо верховной власти или силе природы, но во Мне, великом Владыке всего сущего. Благодаря Моему Бытию эта могущественная все­ленная громадных и противоречивых элементов вечно и самопроизвольно существует, в то время как Я остаюсь невовлеченным. Это “наивысшее освобождение, которое пребывает во Мне”, — говорит Господь, и это невовлеченное состояние ума развивается “дисциплинированным умом”, по мере того как он растет в “покое”2 и достигает сознания Бога.

Можно заметить, что этот стих объявляет результатом практики покой и освобождение, тогда как стих 28 — бесконечную радость. Здесь нет ссьшки на эту радость, потому что, как покажет стих 28, это исход жизни, “освобожденной от порока”, и это происходит благодаря практике, опи­санной в данном стихе.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

В стихе 6.15 Бхагавад-гиты говорится о том, что йог, всегда собираясь с дисциплинированным умом, достигает покоя и высшего освобождения, которое пребывает в Боге. Ум легко и естественно дисциплинирован «собиранием» и собранностью, и снова состоянием собранности и «собиранием» ума. Когда во время медитации ум собран, он вступает в опыт все более тонких состояний мысли. Испытывая возрастающее очарование, он становится все более удовлетворенным, и это несет покой уму.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты