Краткое содержание
В этом тексте объясняется, что йога универсальна и даже в поле «разъединения» она обнаруживается. Даже разъединение ума со скорбью есть единение, и заниматься этим единением (йогой) должно с решимостью и твердостью ума. Человек должен продолжать заниматься этой йогой, кладущей конец всему страданию. Текст также описывает цели жизни, которые достигаются с помощью йоги: дхарма, артха, кама и мокша.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.23
Пусть то разъединение союза со скорбью будет известно под именем Йоги Единения. Этой Йогой следует заниматься с твердой решимостью и сердцем неустрашенным.
Этот стих раскрывает духовное учение Господа с точки зрения Единения в “разъединении”. Господь показывает, что Йога универсальна; она обнаруживается даже в поле “разъединения”. Он говорит, что даже разъединение ума со скорбью есть Единение и что заниматься этим Единением (Йогой) должно с решимостью и твердостью ума. Господь хочет, чтобы все занимались этим: тем, кто может заниматься этим во имя Единения, следует делать это; тем, кто не может, следует делать это во имя разъединения. Слово “Единение” — для тех, кто может постичь абсолютное блаженство и обладать им даже до такой степени, чтобы быть им. Слово “разъединение” — для тех, кто не может постичь такое блаженство или не может помыслить себя способным стремиться к нему. Но и эти последние, разумеется, познали в своей жизни горе и будут желать выйти за пределы его досягаемости. Пусть они поэтому начнут эти занятия, чтобы положить конец скорби. Ум должен быть выведен из области страдания, ибо нет нужды страдать в жизни, когда внутри человека есть средоточие счастья.
Как может человек продолжать заниматься этой Йогой, кладущей конец всем страданиям человека, объяснено в следующих пяти стихах.
Стихи с 20-го по 23-й были посвящены определению Йоги. Цель определения Йоги в четырех стихах — показать, что Йоги достаточно, чтобы осуществить все четыре цели жизни, предписанные священными писаниями Индусов. Они провозглашают целью жизни осуществление: 1. дхармы, 2. артхи, 3. камы и 4. мокши.
- Дхарма — это естественный долг человека, который заключает в себе все нравственные добродетели, правильные действия, свободу, справедливость и законность — все принципы, которые поддерживают жизнь и содействуют ей. Все это полностью удовлетворяется, едва человек реализует себя. Ведь в знании и опыте высшего “Я” человек достигает уровня жизни, который является основой всякой нравственности, добродетели и правильных действий, с которого он способен исполнять законы природы и отдать должное всему сущему. Описывая Единство ума и Бытия, стих 20 показывает, что все стремления дхармы осуществлены.
- Артха осуществляется в стихе 21. Артха — значит богатство, дело преимущество, польза, вознаграждение и выигрыш. С опытом вечного блаженства все такие стремления полностью удовлетворены, поскольку накопить все больше и больше средств счастья — единственная цель артхи во всех ее аспектах.
- Кама — это желание. Естественная цель всякого желания — счастье и устранение страдания. Все стремления на этом уровне удовлетворяются, когда человек познает вечное блаженство высшего “Я”. Когда он более ничего не ищет и не желает большего счастья, тогда человек осуществился с точки зрения камы. Описывая такое осуществление, стих 22 представляет вершину реализации камы. Она дает человеку защиту даже от великой скорби и предлагает высшее счастье.
- Мокша — это освобождение. Стих 23 провозглашает освобождение от всякой боли и скорби через Йогу, или Единение с Всевышним, как описано в стихе 20.
Эти стихи, с 20-го по 23-й, образуют четыре опоры величественного здания Йоги. Они стоят, чтобы напоминать людям всех поколений, что нет необходимости страдать в жизни, что цели легко достичь и что жизненные стремления легко осуществить. Путь заключается в том, что ум движется внутрь, спокойно находя сокрытое вселенское Бытие, луча вечного света которого достаточно, чтобы рассеять всякую тьму и пролиться благословениями всемогущего Бога.
Давая определение Йоги, эти стихи обеспечивают торный путь к осуществлению на каждом уровне человеческой жизни. Счастливы те, кто встает на этот путь, кто занимается Трансцендентальной Медитацией.
Должно разъяснить вполне тот момент, что цель Йоги не заканчивается осознанием высшего “Я” в трансцендентальном состоянии (стих 20). Хотя оно является конечным достижением направленного внутрь хода медитации, и хотя оно придает полный смысл Йоге в том, что она приводит к полному Единению с божественным сознанием, оно не полно. Всеобъемлющая цель Йоги еще не выполнена. Пока божественное сознание, достигнутое в трансцендентальном состоянии, не продолжает поддерживать себя во все времена естественным образом, независимо от различных состояний бодрствования, сновидений или глубокого сна, и независимо от того, занят ли ум деятельностью или тишиной — цель Йоги не выполнена. Йога, или Божественное Единение, достигнутое в состоянии Самосознания, или Атмананды, должна развиться в космическое сознание, или Брахмананду, которая опять-таки — состояние Йоги. Это в конце концов дает начало сознанию Бога, вершине Йоги, где нет и следа скорби или страдания.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В данном тексте подчеркивается универсальность йоги, которая проявляется даже в поле разъединения. Разъединение ума со скорбью является единением, и заниматься этой йогой должно быть с твердостью ума. Цели жизни, такие как дхарма, артха, кама и мокша, достигаются с помощью йоги. Человек должен продолжать заниматься этой йогой, чтобы положить конец всему страданию. В тексте также описано, что дхарма представляет собой естественный долг человека, а артха — богатство, преимущество и выигрыш. Кама же является желанием, которое может быть удовлетворено путем познания вечного блаженства высшего «Я».