Краткое содержание
В этом тексте обсуждается важность ягьи в эволюции сознания. Ягья — это действие, которое продвигает сознание от бодрствующего состояния к трансцендентальному сознанию, к сознанию Бога. Состояние трансцендентального сознания, которое является остатком основной ягьи, составляет основу космического и сознания Бога. Трансцендентальная Медитация является наиболее важной из всех видов ягьи. Техника, чтобы подняться над влиянием греха, заключается в том, чтобы использовать состояния трансцендентального, космического и сознания Бога в повседневной жизни. Те, кто питаются остатками ягьи, освобождаются от всех грехов, а те, кто готовят пищу только для себя, едят грех.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 3.13
Праведные, питающиеся остатками ягьи, освобождаются от всех грехов. Но неправедные, готовящие пищу лишь для себя, поистине, едят грех.
“Остатки ягьи”: то, что остается после того, как совершение ягьи закончено.
Ягья — это действие, продвигающее эволюцию от бодрствующего состояния сознания к трансцендентальному сознанию, от трансцендентального сознания — к космическому сознанию, от космического сознания — к сознанию Бога. Это разные состояния, которые развиваются благодаря разным видам практики. Каждая практика сама по себе является совершением ягьи. Эволюция находит конечное осуществление в сознании Бога, и раз это достигнуто, достигнута и конечная цель ягьи. Вот почему “остатки ягьи” в высшем понимании относятся к состоянию сознания Бога.
Состояние космического сознания, которое образует основу сознания Бога, может также считаться остатками ягьи. То же самое и состояние трансцендентального сознания, которое составляет основу космического сознания.
То, что остается после совершения ягьи Трансцендентальной Медитации, — сознание-блаженство. Это остатки первой и основной ягьи на пути к сознанию Бога, и они составляют основу космического сознания и сознания Бога; тот, кто отведает их, “праведный”, — говорит Господь, — потому что в этом состоянии его жизнь преображается в жизнь без зла, жизнь, которая целиком праведна. Именно в этом состоянии каждой мыслью, словом и действием он создает жизнеподдерживающее влияние для себя и для всего творения, потому что он утвердился в вечном Бытии, основе всякой жизни в мироздании.
Так как трансцендентальное сознание — остатки основной ягьи, Трансцендентальная Медитация является наиважнейшей из всех видов ягьи.
Мудрый человек, утвердившийся в сознании-блаженстве, свободен от какого бы то ни было греховного положения по причине внутренней удовлетворенности, которую он испытывает в состоянии абсолютного сознания. В противопоставление Господь описывает тех, кого заботят только дела их незначительной личности и кто не пытается достичь безграничного статуса Абсолюта. Движимые их эгоистическими мотивами, они отказываются от возможности высшей эволюции; ослепленные эгоизмом, они находят радости только в поле чувств. Господь говорит, что они совершают грех — те, кто не работает для своего соединения с высшими силами природы или для своей собственной эволюции.
Вот техника для того, чтобы подняться над влиянием всякого греха. Она состоит в том, чтобы, как излагает Господь Кришна, “съедать остатки ягьи”. Эта метафора объясняет, что состояния трансцендентального, космического и сознания Бога следует использовать в повседневной жизни так, чтобы действия могли быть свободны от греха. Господь имеет в виду, что если ум не завершил исполнение ягьи, если он не погрузился в высшее “Я” и не стал соединенным с абсолютным Бытием, если он не осознал высшее “Я” как отделенное от деятельности, если он не достиг сознания Бога, — тогда он не настроен на космическое Бытие и деятельность его не созвучна космической цели. Поэтому действия и процесс эволюции не в полной гармонии. При этих обстоятельствах нет никакой уверенности, что деятельность человека будет полностью правильной; всегда существует возможность элемента греховности.
Даже в состоянии космического сознания, до того, как сознание Бога было достигнуто, каждое действие осуществляет космическую цель и служит ягьей. Но если человек не достиг космического сознания и не создал положения, в котором высшее “Я” переживается как отделенное от деятельности, тогда его деятельность не будет благодатной; она будет во власти индивидуальности, она не будет освобождена, чтобы стать универсальной. Такая деятельность не принадлежит величию космической жизни. Когда те, кто не осознал Бытие как отделенное от деятельности, занимаются действием, они присваивают себе действие и, поступая так, берут что-то, что не принадлежит им, что-то, что принадлежит области за пределами “я“, что-то, что принадлежит космической жизни. Они подпадают под категорию воров (стих 12) и участвуют в том, что в данном стихе называется “грехом”.
Итак, “я” не имеет права присваивать себе деятельность, потому что действие принадлежит космической жизни. Есть также дополнительное соображение. Узурпированная таким образом деятельность фактически навредит “я”, затемняя его истинную природу. Затемнение истинной природы “я”, сознания-блаженства, — основание всех страданий, а то, что вызывает страдание, называется грехом,
По этой причине данный стих также” говорит о связывании “я” с деятельностью как о грехе — невежество есть грех, Только когда человек постоянно утвердился в вечной свободе абсолютного Бытия, он “освобожден от всех грехов”. Такой человек единственно “праведный” человек, человек, который всегда прав. Всей своей деятельностью он создает жизнеподдерживающее влияние в природе, потому что, достигнув свободы от деятельности, его действия принадлежат величию космической жизни. Они осуществляют космическую цель эволюции; вот почему они никогда не падут до мира греха. Вот что Господь имеет в виду, когда употребляет слово “праведный”.
Если человек не стал “праведным”, если он не настроил свою жизнь на гармонию с космической жизнью абсолютного Бытия, тогда он может совершать грех во всем, что бы ни делал. Единственный, выход из поля греха, или сковывающего влияния „кармы, — это подчинение себя влиянию вечной свободы абсолютного Бытия; Таков тончайший уровень откровения этого стиха. На его более очевидных уровнях он обращается к грубым полям жизни, которые требуют ритуальных действий ягьи для своего развития.
Качества ума зависят от качеств разнообразных факторов, таких, как пища и окружающая cpeда и” опыт, прошлый и настоящий, которые воздействуют на него.’ Качество пищи “прямо отражается на качестве ума. Оно зависит от многих факторов, таких, как сами по себе вещества, и способ, которым они были заработаны, законный или незаконный, а также способ приготовления и его цель. Здесь Господь делает ударение на цели приготовления пищи. Он говорит, что если пища приготовлена, чтобы пожертвовать ее Богу, и съедена человеком только после того, как жертвоприношение было совершено, тогда человек наслаждается благословениями Бога посредством этой пищи; и, таким образом, ум, созданный такой пищей, будет набожным, прогрессивным и благодатным. Такой ум, несомненно, вполне естественно будет вне сферы греха. Противоположное будет, однако, верно, если пища приготовлена не для целей жертвоприношения, но с единственным намерением утоления человеком собственного голода.
В следующем стихе Господь дает постепенную последовательность этапов созидания.
Назад | Оглавление | Вперед