Автор «Твин Пикса» и «Малхолланд Драйв», самый загадочный и эксцентричный режиссер Голливуда, предстал перед российской публикой в неожиданных ипостасях: художника и писателя.
13 апреля 2009 | Деловая газета “Взгляд” | Текст: Денис Шлянцев
Находясь в Москве, Дэвид Линч открыл две персональные выставки: «Fetish» и «The Air is on Fire» («Аура страсти» в русском переводе) в Центре современной культуры «Гараж» и Фонде культуры «Екатерина» соответственно. Он также презентовал свою первую и на сегодня единственную книгу «Поймать большую рыбу», своеобразную автобиографию, рассказывающую о прелестях трансцендентальной медитации.
«Большая рыба» Дэвида Линча носит подзаголовок «Медитация, осознанность и творчество». Кажется, в этом порядке сейчас и расставлены приоритеты режиссера.»
На пресс-конференциях было заметно, что Линч явно скучает, отвечая (вернее, отшучиваясь) на традиционные вопросы вроде «Как вам Москва?» и «Кто убил Лору Палмер?». В ответ на провокационное утверждение о том, что фильмы Линча отличаются своей мрачностью, режиссер довольно изящно «перевел стрелки»: любой творец, подобно фотографу, запечатлевает окружающий его мир, и это вовсе не его вина в том, что мы живем в настолько темном и зловещем мире.
Режиссер также рассказал о своем увлечении русской литературой. «Преступление и наказание» Достоевского меня зацепило тем, что это, в сущности, очень простая история. Однако она настолько глубоко проникает в природу человека, что даже начинаешь чувствовать боль. До Достоевского я никогда не испытывал такого психологического кошмара». Кроме Достоевского Линча также интересовал Гоголь. В 1970 году, еще до выхода «Головы-ластика», будущий режиссер нарисовал несколько иллюстраций к гоголевскому «Носу», которые стали сюрпризом для посетителей «Екатерины».
Здесь необходимо отметить, что сам Линч неравнодушен не только к живописи и фотографии, но и состоялся как композитор. В этом качестве он работал над картинами «Голова-ластик», «Дикие сердцем», «Твин Пикс: Огонь, иди со мной», «Малхолланд Драйв». Под своим именем он записал несколько альбомов с Жоселин Монтгомери и Джули Круз, а под псевдонимом Blue Bob выпустил сольный альбом. Среди групп, вдохновленных фильмами Линча, Coil, Fantomas, Apoptygma Berzerk, Мэрилин Мэнсон, The Pixies, The Wedding Present, Miranda Sex Garden и Adamski выпустили ремиксы на его песни.
Режиссер также открыл для публики свои фотоработы и рисунки, в которых экспериментирует с человеческим телом. «Недеформированное человеческое тело прекрасно. Но когда оно деформируется, оно становится чем-то большим, чем просто тело. Все самое сокровенное в человеке выходит на поверхность, поэтому эти деформации тоже прекрасны», — рассказал Линч.
Несмотря на то что Линч прямым текстом попросил не задавать вопросов о кино, без них не обошлось. Он заявил, что в ближайшее время новых фильмов не будет, и сейчас он в первую очередь художник и писатель.