Самска́ра или санкхара – бессознательные впечатления, которые оставляют след в уме человека. Данный термин в индийской философии используется для обозначения отпечатков, оставленных в уме индивидуальными действиями или внешними обстоятельствами, и способных выявляться при любом благоприятном случае в будущем – даже в будущем рождении. Самскара представляет собой привычку или влияние прошлого на настоящее, которое проявляется как рефлекс, автоматизм, а также шаблон состояния. Согласно Патанджали – автору «Йога-сутр», доступ к самскаре возможен через чувственную память во время медитации.
«Самскара – место хранения кармы», – говорит индийская философия.
В результате накопления схожих самскар формируются васаны, которые в свою очередь производят колебание ума – вритти. Васаны сравниваются с веществом, которое окрашивает ткань, или ароматом который остается после удаления источающего его объекта. Свами Сатьянанда Сарасвати описывает васаны как проявившиеся либо потенциальные желания, из которых состоит ум. Процесс накопления васан бесконечен и формирует тонкое причинное тело – васанадеха, причиной же их возникновения являются клеши. Несмотря на то, что тенденции ума создаются васанами, его действие направлено на служение пуруше.
Вритти – модификации ума, связанные с эмоциональной вовлеченностью в какие-либо ситуации. Корень слова «вритти» – тот же что у слов «вращаться», «обращаться». Практика йоги призвана помочь адепту преодолеть тенденцию создавать такие модификации ума, которые препятствуют ясному пониманию, блаженству.
Клеша – одно из фундаментальных понятий индийской философии. Оно обуславливает омрачение сознания, его загрязнение, аффект. Традиционно к ним относят так называемые Пять клеш: страсть, агрессию, неведение, гордость, зависть.