Краткое содержание
В стихе 3.12 говорится о том, что боги могут дарить наслаждения, но человек не должен наслаждаться ими, не жертвуя им, иначе он становится вором. Если человек осознает свое высшее «Я» как отделенное от поля деятельности, он передает все вещи полностью природе и может наслаждаться преимуществами жизни. Вором называется тот, кто не осознал свое высшее «Я» и присваивает себе плоды деятельности, принадлежащие природе. Человеку не следует быть удовлетворенным материальным процветанием, мудростью и творчеством, но стремиться достичь единства с абсолютным Бытием в сознании Бога.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 3.12
Удовлетворенные ягъеи, боги непременно даруют наслаждения, которых ты желаешь. Но тот, кто наслаждается их дарами, не жертвуя им, просто вор.
“Не жертвуя им” — не отказываясь от обладания в их пользу, не совершая акта передачи им собственности. Плод каждого действия есть ответ природы на это действие, и тем самым не что иное, как дар сил природы, богов. Как можно отказаться от обладания всем, что мы получаем в жизни? Это возможно только следуя учению стиха 48 главы II, и осознавая высшее “Я” как отделенное от поля деятельности. Когда человек утвердился в состоянии, в котором он осознает все вещи как отделенные от его высшего “Я”, по существу, он передал все вещи полностью природе, или силам природы, богам. Этим путем он поднялся над обвинением в воровстве, сделанном в этом стихе, и способен наслаждаться преимуществами, показанными в следующем стихе.
Создать настроение жертвенности — это насмешка над жертвоприношением. Учение этой беседы — учение практической жизни — слово Йога Шастры, Священного Писания Йоги, науки Божественного Единения. Его истина далека от воображения или создания настроения. К несчастью, из-за поверхностных интерпретаций на протяжении многих веков основное учение всей этой беседы было сильно искажено, и общество сегодня оказалось в окружении суеверий и утратило правильное чувство ценностей жизни.
Процветание и счастье, проистекающие от благословения богов, достигнутого посредством ягьи, не должны служить причиной того, чтобы наслаждения завладели человеком до такой степени, чтобы он забыл источник своего процветания. Господь говорит, что тот, кто подрывает высшие силы природы, сам завладевая полем действия, которое на самом деле принадлежит им, поступает, как вор. Это происходит потому, что он не осознал свое высшее “Я” как обособленное от деятельности. Любой, кто не сумел утвердиться в Бытии, автоматически остается вовлеченным в действие; он приписывает себе авторство действия и присваивает себе его плоды, которые в действительности принадлежат природе, или богам, силам природы. Вот почему такого человека называют вором, захватчиком собственности, принадлежащей другим.
Обычно вор наслаждается богатством других людей, но не делает никакой попытки стать богаче благодаря своим собственным усилиям. Вот предупреждение, данное здесь Господом: человеку не следует быть удовлетворенным ростом материального процветания, мудрости и творчества в относительном поле жизни, но стремиться выйти за пределы этого и достичь единства с вечной жизнью абсолютного Бытия в сознании Бога. Вот как человек утверждается на уровне жизни, лежащем в основе всего сущего, и автоматически оказывает жизнеподдерживающее влияние на все силы природы, и воистину на все, что существует везде на грубых и тонких уровнях творения. Человек начинает жить по основному учению этого стиха.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Текст говорит о том, что боги могут дарить наслаждения, но человек не должен наслаждаться ими, не жертвуя им, иначе он становится вором. Человек должен осознавать свое высшее «Я» как отделенное от поля деятельности и передавать все вещи полностью природе, чтобы наслаждаться преимуществами жизни. Также текст предупреждает, что человеку не следует быть удовлетворенным материальным процветанием, мудростью и творчеством, но стремиться достичь единства с абсолютным Бытием в сознании Бога.