Краткое содержание
В этом тексте из Бхагавад-Гиты Господь Кришна говорит Арджуне о серьезности и последствиях действия и бездействия. Он объясняет, что незнание своей собственной природы как невовлеченной и не зависимой от деятельности приводит к страданиям и усложняет жизнь. Господь говорит, что даже мудрые озадачены проблемой различия между действием и бездействием. Весь диапазон действия не поддается постижению на уровне интеллектуального понимания. Однако, простое знание о том, что такое деятельность, может освободить человека от зла. В следующих пяти стихах Господь даст более подробное объяснение этого знания.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.16
Что есть действие, и что — бездействие? Даже мудрый озадачен этим. Я поведаю тебе о действии, зная о котором, ты будешь освобожден от зла.
В предыдущем стихе Господь доказал Арджуне необходимость действия; поэтому естественно, что в этом стихе Он намерен показать серьезность и далеко идущие последствия действия, чтобы подготовить ум Арджуны к деталям того действия, которое будет полезно для него и избавит его от всякого “зла”.
Незнание своей собственной блаженной божественной природы как невовлеченной и не зависимой от деятельности не позволяет человеку преодолеть сковывающее влияние действия, усложняет его жизнь и причиняет ему страдания.
Господь говорит, что “даже мудрый озадачен” проблемой действия и бездействия. Мудр тот, кто понял, что действие происходит благодаря трем гунам и что сам он остается невовлеченным, ибо истинная его природа трансцендентальна. Но такого понимания, говорит Господь, недостаточно, так как даже мудрых эта проблема продолжает ставить в тупик.
“Мудрые” познали высшее “Я” как существующее отдельно от деятельности и благодаря этому достигли освобождения. Господь говорит, что даже мудрых смущает проблема различия между действием и бездействием. Достижение свободы от действия — это одно; достижение полного знания о действии и бездействии — это совершенно другое. В следующем стихе Господь скажет: “Непостижим ход действия”. Весь диапазон действия не поддается постижению на уровне интеллектуального понимания. Вот почему Господь говорит: “Даже мудрые озадачены этим”.
Вспомним, что в стихе 38 второй главы, просвещая Арджуну мудростью Санкхьи, Господь сказал: “Достигнув самообладания, …не совершишь греха”. В этом стихе Он говорит: “Я поведаю тебе о действии, зная о котором, ты будешь освобожден от зла”. Внимательное изучение этих двух высказываний открывает восходящую последовательность в изложении учения Господа: с возрастанием способности ученика к восприятию учению придаются более тонкие и в то же время более простые формы. В стихе 38 проводилась мысль о том, что для достижения самообладания, которое может дать освобождение от греха, необходимо какое-то действие. А в этом стихе Господь показывает, что нет никакой надобности в действиях, что простым знанием о том, что такое деятельность, Арджуна будет освобожден от зла. С уровня действия учение переместилось на уровень знания. Вполне может быть, что по мере продвижения учения даже знание будет заменено более простым процессом на обычном чувственном уровне слуха или зрения. Такова методика обучения Санкхьи — ряд доводов в конце концов сведется к одному простому слову, которое произведет революцию во всем понимании жизни и раз и навсегда поднимет человека до состояния вечной свободы от пут.
Интересно также заметить, что два предыдущих стиха провозгласили освобождение от оков посредством знания невовлеченной природы трансцендентного Господа, тогда как данный стих обещает свободу даже через знание относительного поля, знание о деятельности и не-деятельности. Это знание излагается в следующих пяти стихах.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В этом тексте из «Бхагавад-Гиты» Господь Кришна объясняет важность знания своей собственной природы и последствиях действия и бездействия. Он говорит, что незнание своей природы приводит к страданиям и усложняет жизнь. Даже мудрые люди озадачены проблемой различия между действием и бездействием. Однако, простое знание о деятельности может освободить человека от зла. Господь показывает серьезность и далеко идущие последствия действия, чтобы подготовить ум Арджуны к полезному для него действию. Он говорит, что даже мудрые смущаются проблемой различия между действием и бездействием. В следующих пяти стихах Господь даст более подробное объяснение этого знания.