Краткое содержание
В этом тексте разъясняется процесс получения знаний от просветленных людей. Для этого необходимо проявить почтение, задавать повторяющиеся расспросы и служить им. Покорность помогает создать состояние восприимчивости, а живой и проницательный интеллект необходим для понимания Реальности. Служение, в свою очередь, позволяет приспособиться к желаниям хозяина, что помогает достичь просветления. Все три аспекта — подчинение, расспросы и служение — дополняют друг друга и создают благоприятную ситуацию для получения знаний.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.34
Знай это: благодаря почтению, повторяющимся расспросам и служению, люди знания, познавшие Реальность, дадут тебе знание.
Вот суть процесса получения просветления от просветленных. “Почтение” предполагает подчинение или покорность. Это служит созданию состояния восприимчивости. В состоянии покорности сердце и ум расстаются с привычным образом чувств и мыслей; они освобождаются от всего, что затемняет их потенциальные возможности и становятся полностью восприимчивыми к тому, что говорит просветленный человек, воплощение знания.
Покорность — это средство, лишающее ищущего вполне естественно его ограниченной индивидуальности и преодолевающее в нем любое сопротивление, которое могло бы помешать ему открыть себя космическому Бытию. В этом стихе ищущему Истину советуют покориться просветленному человеку, а не просто почувствовать подчиненность космическому Бытию. Ведь покорность вездесущему Бытию без какой-либо конкретной точки сосредоточения остается абстрактной и неопределенной и не кристаллизуется в конкретный результат. Прямое подчинение индивидуального интеллекта космическому разуму имеет место только в состоянии трансценденции. В поле относительности подчинение на уровне мышления и понимания требует специфической точки сосредоточения, чтобы принести ценные и продуктивные результаты.
Второй момент в процессе достижения просветления в том, что интеллекту следует быть живым, понятливым, дабы проницательность или способность понимать разные аспекты Реальности была остра. Это необходимо, так как состояние полного просветления включает ясное понимание Реальности, а это, опять-таки, может быть достигнуто только живым интеллектом, острым, проницательным и решительным. Живость интеллекта противоречит состоянию подчинения. Этот конфликт разрешается тем, что Господь называет “служением”.
“Служение” означает действие в согласии с желанием хозяина. Служебное рвение имеет мало общего с природой работы как таковой, оно связано прежде всего с исполнением желаний хозяина; если хозяин доволен, служба успешна. Если хозяина удовлетворяет то, как выполнена работа, значит, услуга действительно оказана, а цель работы достигнута. Если вдруг в середине работы хозяин хочет уничтожить сделанное, то верное служение потребует повиновения. Такое искусство служения охватывает те состояния подчинения и живости интеллекта, которые необходимы для просветления.
Правильное понимание сути служения приучает ум ищущего приспосабливать себя к статусу целостного ума просветленного человека. Чтобы преуспеть в искусстве служения, человек должен приспособить свой ум, свои симпатии и антипатии, привести их в гармонию с умом хозяина. Человек делает что-то и пристально наблюдает, доволен ли, или недоволен хозяин. Затем он подстраивает свои действия соответственно. Это дает больше, чем просто соединение подчинения и живости интеллекта. Приспосабливая себя к симпатиям и антипатиям просветленного космического ума хозяина, несведущий ум ищущего постепенно обретает тот же статус. Таким образом, мы находим подчинение, расспросы и служение — все три дополняют друг друга и создают ситуацию, благоприятную для просветления.
Комментируя этот стих, Шанкара говорит: “Знай, какими средствами это достигается. Смиренно приблизившись к учителям, пади ниц и припади к их стопам, выказывая им длительное почтение. Спроси их, что есть путы и что — освобождение, что есть мудрость, а что — невежество. Исполняй служение для хозяина. Довольные этими и другими знаками уважения, учителя, знающие Истину из писаний и познавшие Ее благодаря прямому личному опыту, откроют тебе это знание”.
Результат этого знания показан в следующем стихе.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В тексте рассказывается о процессе получения знаний от просветленных людей. Для достижения этой цели необходимо проявлять почтение, задавать повторяющиеся расспросы и служить им. Покорность помогает создать состояние восприимчивости, а живой и проницательный интеллект необходим для понимания Реальности. Служение, в свою очередь, позволяет приспособиться к желаниям хозяина, что помогает достичь просветления. Все три аспекта — подчинение, расспросы и служение — дополняют друг друга и создают благоприятную ситуацию для получения знаний.