Краткое содержание
Данный текст является комментарием к стиху 6.20 Бхагавад-Гиты, который описывает этап в практике йоги, в котором мысль, уравновешенная практикой йоги, удаляется и находит удовлетворенность в высшем «Я». Трансцендентальное высшее «Я» образует содержание своего Бытия и ничто из относительного существования не может познать Его. Этот стих является началом длинного предложения, которое достигает апогея в стихе 6.23 и представляет собой Йогу, состояние Божественного Единения, в полном своем великолепии.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.20
То (состояние), в котором мысль, уравновешенная практикой Йоги, удаляется, в котором, видя высшее “Я” одним только высшим “Я”, он находит удовлетворенность в высшем “Я”.
Этот стих описывает дальнейший этап в практике. Предыдущие стихи перенесли ум к состоянию, где мысль — решительный интеллект — остается наедине с собой, непоколебимая и недвижимая. Этот стих говорит, что, когда при постоянной практике этот непоколебимый интеллект обретает ясное ощущение своей индивидуальности, он начинает удаляться. Этот процесс начинается с расширением индивидуальности и, когда это происходит, интеллект теряет свою индивидуальность, начинает обретать универсальность, начинает обретать безграничный статус Бытия. По мере слияния с Бытием он познает Бытие как свое собственное высшее “Я” и достигает сознания-блаженства — йог “находит удовлетворенность в высшем “Я”.
Высшее “Я”, как уже говорилось в комментарии к стиху 18, трансцендентальной природы; пока ум не вышел за пределы всякого опыта, он не познает высшего “Я”. В процессе выхода за пределы всякого опыта, ум удаляется от ощущения многообразия и обретает ощущение Единства в своей собственной индивидуальной природе. Затем, выходя за пределы своего индивидуального статуса, он расширяется в космическое Бытие. Это состояние Бытия, состояние трансцендентального сознания, передается словами “видя высшее “Я” одним только высшим “Я”.
Слово “одним” значимо, так как оно выделяет мысль, что трансцендентальное высшее “Я” Само образует содержание Своего Бытия и что ничто из относительного существования не может познать Его. Его чистота, вечная и высшая, такова, что даже тончайший аспект индивидуальной жизни, решительный интеллект, чужд Ему и не допускается в Него. Интеллект должен отказаться от своего существования, чтобы найти свое место в вечном Бытии высшего “Я”.
Это великолепие природы высшего “Я”. Вернувшись домой, путешественник обретает покой. Интенсивность счастья — за пределами высшей точки. Блаженство этого состояния устраняет возможность любой скорби, великой или малой. В яркий свет солнца никакая тьма не может проникнуть, никакая скорбь не войдет в сознание-блаженство, и нет для сознания-блаженства ничего более великого, чем оно само. Это состояние самодостаточности оставляет человека непоколебимым в себе, осуществившимся в вечной удовлетворенности.
Данный стих образует начало длинного предложения, которое достигает апогея в стихе 23. Нигде в Бхагавад-Гите мы не найдем предложения такого протяженного по природе. Это потому, что эти четыре стиха представляют Йогу, состояние Божественного Единения, в полном своем великолепии. Данный стих раскрывает состояние Божественного Единения в трансцендентальном сознании. Следующий стих изображает его в космическом сознании, третий — в смысле высшего достижения, каким является сознание Бога, и четвертый — в смысле устранения страдания.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Данный текст является комментарием к стиху 6.20 Бхагавад-Гиты, который описывает этап в практике йоги, в котором мысль, уравновешенная практикой йоги, удаляется и находит удовлетворенность в высшем «Я». Этот стих является началом длинного предложения, которое достигает апогея в стихе 6.23 и представляет собой Йогу, состояние Божественного Единения, в полном своем великолепии. Состояние, когда при постоянной практике непоколебимый интеллект обретает ясное ощущение своей индивидуальности, он начинает удаляться и обретает безграничный статус Бытия. По мере слияния с Бытием он познает Бытие как свое собственное высшее “Я” и достигает сознания-блаженства.